Как дарить подарки, чтобы их не посчитали взяткой. Я госслужащий, на службе бывают ситуации, когда граждане приносят мне в знак благодарности небольшие презенты (коробку конфет, книгу, и т.п.), является ли это взяткой? Размер имеет значение

Что такое подарок чиновнику и чем он отличается от взятки?

1. Можно ли муниципальным служащим получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей?

Нет. Действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим прямо запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Запрет на получение несанкционированных подарков муниципальными служащими содержится и в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации». Более того, законом запрещено не только получать подарки вышеперечисленным категориям чиновников, но и дарить им подарки в связи с исполнением должностных обязанностей.

2. В каких случаях муниципальным служащим можно получать подарки?

Эти случаи исчерпывающе определены законодательством. Запрет на дарение чиновникам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом законодателем установлен порядок уведомления государственным служащим государственного органа о получении подарка в связи с такими мероприятиями. В Черногорске для муниципальных служащих такой порядок установлен решением Совета депутатов Черногорска.

3. Можно ли получать подарки на рабочем месте, если это связано с личными праздниками, например, днем рождения, свадьбой и т.д.?

Такие подарки на рабочем месте получать не запрещено, но с оговоркой на то, что при этом даритель подарка не ожидает от его получателя оказания какой-либо услуги, связанной с исполнением должностных обязанностей.

Например, если знакомый преподнес чиновнику на день рождения дорогой сотовый телефон в надежде на более лояльное отношение к себе впоследствии, то такое действие может быть квалифицировано как дарение. Но если телефон передан накануне решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обмен на положительное решение данного вопроса (либо его решение в более короткие сроки), значит, между лицами имелась договоренность, что одариваемый совершит конкретные действия, и это взятка.

Стоимость подарка, выступающего в качестве встречного обязательства либо вознаграждения за действия, связанные с должностным положением получателя, значения не имеет - взяткой может быть даже флакон духов, преподнесенный за внеочередное выделение путевки на санаторно-курортное лечение.

В ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что подарок вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого в ответ.

То есть, когда у одариваемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определенные действия и они связаны со служебным положением получателя, подарок будет расценен как взятка. Взяткой могут считаться деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконно оказываемые услуги имущественного характера (предоставление имущественных выгод: например, бесплатное строительство дачи или прощение долга). Взяткодателями выступают физические или юридические лица, взяткополучателями - лица должностные.

Как уже ранее отмечалось, главное отличие получения подарка от получения взятки (коррупционного проступка) заключается в прямой зависимости дарителя от одаряемого. По смыслу ст. 575 Гражданского кодекса, запрещающей дарить подарки чиновникам, даритель не должен быть зависим от получателя подарка.

Зависимость может выражаться в следующих формах: лечение, содержание, воспитание, должностное положение, исполнение должностных обязанностей, то есть зависимость от одариваемого - главный критерий определения лиц, которые не могут выступать в качестве дарителей. При этом не имеет значения стоимость подарка.

Любое дарение и получение подарков, прямо или косвенно направленное на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, является коррупционным проступком и может быть классифицировано как одно из следующих преступлений:

Ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мелкое взяточничество» (не более 10 тыс. руб.)

Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации «Получение взятки»;

Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации «Дача взятки».

Если же взятка получена через посредника, его действия также подпадают под действие ст. 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «посредничество во взяточничестве».

Таким образом, если коробка конфет подарена одаряемому не за совершение в его интересах определенных действий, предусмотренных его должностными полномочиями, она не может расцениваться как взятка.

Однако получив такой подарок, государственный (муниципальный) служащий обязан в течение трех дней написать в определенное структурное подразделение органа уведомление с приложением документа, подтверждающего стоимость конфет и в течение пяти дней после подачи уведомления передать конфеты в другое структурное подразделение, ответственное за хранение подарков. До этого момента государственный (муниципальный) служащий несет ответственность за сохранность этого подарка. Впоследствии он может выкупить такой подарок по цене, определенной в результате экспертной оценки.

Галина АСОЧАКОВА,

и.о. заместителя прокурора Черногорска,

Планируя сюрприз для родных, мы ориентируемся на их вкусы и пристрастия. Более того, при желании, можно просто спросить чего хочет именинник, и получить развернутый ответ.

В случаи с госслужащими, даже если это ваши коллеги, следует не только быть сдержанным в выборе и оформлении презента, но и учитывать его цену. Дело в том, что сейчас действует запрет на получение подарков госслужащими.

Нарушить данный приказ, означает нарушить закон, и как следствие, иметь некоторые проблемы. Чтобы этого не произошло, нужно ознакомиться с постановлением правительства. Данная статья подробно рассказывает об указе президента и возможных вариациях подношений.

Запреты

Конечно, полного запрета на подношение подарков нет, Государственная Дума всего лишь снизила их допустимую рыночную стоимость (с 5 000 до 3 000 руб.).

Это было сделано с целью борьбы с российской коррупцией. Типовое положение не только вносит коррективы в стоимость подарка, но и регламентирует порядок их получения. То есть важно учитывать на какую сумму будет куплен презент.

Согласно положению, он не должен превышать допустимой нормы, в случае превышения лимита, ваше подношение будет передано в орган, где работает чиновник.

Согласно закону о подарках чиновникам, под запрет не могут попасть те подношения, которые были приняты на официальных мероприятиях или в связи со служебными командировками.

Если вы сами являетесь чиновником, то на вопрос: «Что делать если пытаются дать подарок, цена которого неизвестна?», ответ прост, отнесите его в государственную или муниципальную собственность.

Подношение будет оценено, если его стоимость ниже указанной в законе, то проблем не будет, и вы спокойно можете забрать его домой, сумма выше 3 000 рублей дает возможность чиновнику выкупить подаренное, в течение 2-х месяцев.

Если он не был выкуплен, то госорганы имеют право использовать его в работе или выставить на торги, вырученные средства пополнят бюджет соответствующих органов. В противном случае вас будут ожидать последствия, вплоть до с работы.

Какие презенты можно дарить госслужащим?

Подбивая итоги всего вышесказанного, хочется дать конкретные ответы на интересующие многих вопросы:

  • «Может ли госслужащий получать подарки?» — «Да»;
  • «Имеет ли он на это право?» — «Да»;
  • «Могут ли отобрать презент не соответствующий закону?» – «Да».

Не смотря на ограничения по стоимости, можно подобрать хороший презент стоимостью до 3000 рублей, ниже приведено несколько вариантов:

Дарить или не дарить подарки госслужащим – это лично дело каждого человека, но если чиновник ваш близкий друг или даже родственник, то, конечно же, хочется побаловать его приятным сюрпризом.

Главное учесть его стоимость и внешний вид, тогда не будет проблем с законом, и именинник будет доволен.

Минимальной суммы для взятки не существует, ею может и обычная шоколадка быть. Как и не оговаривается максимальная сумма подарка, им может быть и дорогущая машина. Вот гос. служащим подарки дороже 3 тысяч не сделаешь, но учителя к ним законодательно не приравнены. Нужно еще понимать разницу между взяткой и даром. Подарок не предполагает ответных действий, взятка же- да. То есть, если коробка конфет подарена за пятерку или за лояльное отношение к ученику в будущем- взятка. Если обычный презент на 8 марта, бескорыстно- подарок. Грань очень не четкая и все можно повернуть в ту сторону, которую необходимо человеку.

Взяткой может быть что угодно, даже самая незначительная вещь и даже борзые щенки, если это предлагается с конкретными корыстными целями. А если таковых целей не преследуется, дарится что-то искренне, из хорошего отношения и, например, по поводу праздника, то о взятке речи идти не может.

Все зависит от цели, которая преследуется при таком поступке.

  • Если коробка конфет дарится с «молчаливым» желанием расположить к себе, с намеком на дальнейшую лояльность, с последующими многозначительными взглядами и намеками — однозначно, это взятка. И не один порядочный учитель такой «подарок» не примет. В моей практике такое бывало, я всегда вежливо отказывалась со словами: «Спасибо, очень приятно, но я не возьму». Реакция разная: от обид и недоумения, до открытого вопроса: почему? Всегда отвечала честно, что не хочу быть обязанной — вопрос снимался.
  • Но бывают случаи, когда ОЧЕНЬ хочется выразить благодарность, признательность, сделать приятное и в ответ, и просто так человеку, который что-либо хорошее в жизни значит или сделал, или делать продолжает. Вот, просто, хочется поднять настроение, выразить в каком-то маленьком подарке знак своего расположения и внимания и, что самое главное — ничего не желать взамен . Вот тогда это не взятка, просто подарок, который не за что, а просто так и принять его не зазорно. Вот только грань между такими двумя подарками очень тонкая и, как правило, чувствовать её надо только по конкретной ситуации.

Нет, считаю что любимому учителю подарить коробку конфет это не взятка. Но только цветы и конфеты. Ничего лишнего, и лучше будет если только по праздникам. Главное, чтобы никаких пожеланий или намеков при этом не было.

Иногда хочется отблагодарить учителя за его работу, вот и дарим коробочку конфет. Это не взятка, а просто знак благодарности и расположения. Хотя могут быть ситуации, когда та же коробка конфет становится взяткой. Например, просит человек поставить своему ребенку незаслуженную оценку и вручает конфеты. Так что все зависит от того, с какой целью сделан подарок.

Для меня взятка — это когда кто-то кому-то что-то дарит (будь то коробка конфет, кофе, конверт и т.д.) и ждет в ответ какой-либо услуги, а если Вы подарили коробку конфет учителю просто так, бескорыстно, не ожидая ничего взамен, то взяткой это являться не будет, другое дело — как это воспримут остальные свидетели этого акта — другие родители, ученики, учителя. Лучше выражать свою благодарность, расположение таким образом, чтобы не оказалось случайных свидетелей, которые могут неверно все истолковать.

Для самого учителя может быть взяткой всё. Даже и коробка конфет он считает её взяткой. Но с другой стороны если правильно подумать то надо чтобы учитель понял так что это совсем не взятка, а просто подарок от чистого сердца. Просто ученик хочет сделать подарок учителю и дарит коробку конфет.

Тут не надо думать: если коробка была отдана до оказания услуги — это взятка. Если после — подарок от чистого сердца. Все просто и понятно. А предварительных договоренностей на коробки конфет еще ни один идиот не озвучивал.))

Зависит только от отношения дарящего. Если он, преподнося конфеты, имеет корыстные побуждения и хочет, например, чтобы ему ставили хорошие оценки, и ещё и намекает на это — будет взятка, а если ученик просто хочет поблагодарить учителя и поздравить с праздником — это подарок.

Конфеты взятка

Сегодня в Верховном суде Хакасии вынесен приговор по второму делу в отношении бывшего руководителя администрации главы РХ Владимира Бызова. Напомним, за хранение боеприпасов отставной полковник ФСБ уже получил два года колонии общего режима. Приговор еще в силу не вступил.

Теперь настал черед приговора по взятке (ч. 6 ст. 290 УК РФ, «Получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя и представляемого им лица, если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, совершенное с вымогательством взятки, в особо крупном размере»).

Как сказано в приговоре, Бызов, находясь в своем кабинете в правительстве республики, предложил коммерсанту, занимающимся медтехникой, поставить оборудование на перинатальный центр. Взамен просил стандартные 10% от контракта. Коммерсант согласился, якобы не имея намерений исполнять обязательства.

Была подана одна заявка, она была признана действительной. С коммерсантом был заключен контракт на сумму 56 млн 809 тыс.

Потом ещё на 270 505 тыс., 64 млн 454 тыс., 68 млн 021 тыс. руб.

Бызов обещал контракты на полмиллиарда, но потребовал у подопечного взамен взятку.

10% отката должны были пойти от 4 контрактов на сумму 459 млн 790 тыс.

От этой суммы было передано 6 млн 236 тыс.

Однако Бызов в показаниях утверждал: после того, как в медцентре ему поставили обезболивающие препараты, он принял на Новый год коробку конфет, о том, что там лежат деньги, не знал. По дороге домой ему стало плохо, стошнило в коробку и он ее выкинул.

Бызов, вспоминал коммерсант, предложил ему принять участие в аукционах, но при этом отдавать — тут Бызов написал цифру и продемонстрировал ее коммерсанту — 10%.

Согласно показаниям потерпевшего, отставной полковник сказал ему, что нужно общаться лично с руководителем Центра закупок, вследствие чего бизнесмен встречался с Игорем Арокиным и передавал ему технические характеристики на оборудование.

Некоторая информация об аукционах имелась на сайте закупок, но там не были указаны технические характеристики.

После негласного договора инкубаторы для новорожденных были поставлены, но бизнесмен огребся от «командира», как его назвали, потому как ему не понравилось, что участник аукциона был один — выработанным годами чутьем фсбшник понял, что при таком подходе их быстро вычислят.

Бызов сказал: если потерпевший не подсобит деньгами, в отношении него будет возбуждено уголовное дело за мошенничество.

Тогда коммерсант сообщил «куда следует», и далее все было уже под контролем. Заветный пакет с частью взятки был передан Бызову — 6 млн, 13 пачек с пятитысячными купюрами. Бызов пришел на лечение — а там его ждала коробка из-под дешёвых конфет «Ассорти». О том, что там деньги, Бызов, по мнению коммерсанта, не мог не знать, потому как раньше он ему дарил дорогие подарки, к примеру, элитный вьетнамский кофе, и не мог подарить такие дешёвые конфеты.

После этого коммерсант решил написать от руки Бызову письмо, в котором высказал свое мнение о проводимых аукционах и опустил ему в почтовый ящик.

И ещё не раз фирма коммерсанта побеждала в аукционах и поставляла оборудование.

В случае отказа от покровительства, со слов коммерсанта, командир угрожал дать указание силовикам, чтобы те возбудили на него уголовное дело.

В качестве свидетеля в деле фигурирует масса интересных имен. К примеру, есть показания бензинового магната, который занимал деньги коммерсанту для передачи взятки Бызову. С тех пор часть средств была возвращена, по оставшейся части долга магнат «претензий не имеет».

Суд признал Бызова виновным и назначил ему наказание в виде 9 лет колонии строгого режима и 18 млн 708 тысяч рублей штрафа. Оснований для лишения воинских наград суд не усмотрел, потому как преступление совершено уже после службы. Гражданские требования о взыскании 6 млн 236 тыс. в пользу потерпевшего удовлетворены. А вот в том, что Бызову следует запретить занимать определенные должности, суд отказал.

Имущество Бызова — гараж, участок и «Тойота Камри» арестовано и пойдет в счёт оплаты штрафа. Вещдоки — диски с записями камер — будут храниться в деле. Злополучная коробка из-под конфет будет уничтожена.

Кроме того, потерпевший заявил ходатайство — знать, когда Бызов прибудет к месту отбывания наказания и когда освободится. Суд данное ходатайство удовлетворил.

Понятие взятки, ее отличие от коммерческого подкупа.

Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятие взятки и уголовно-правовая характеристика взяточничества. 6
1.1. Понятие и правовая природа взятки 6
1.2. История правового регулирования ответственности за получение взятки по уголовному праву России 11
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика видов взятки. 16
2.1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки 16
2.2. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 25
Глава 3. Отличие взятки от коммерческого и иных видов подкупа 28
Заключение. 32
Список использованной литературы: 34

Введение.
Актуальность темы свидетельствует о том, что в нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.
Борьба с коррупцией — одна из основных задач в сфере государственного управления. Взяточничество является одним из наиболее опасных преступных посягательств на основы государственной службы. В Уголовном кодексе 1996 г. включены две статьи, направленные на уголовно-правовую борьбу с этим явлением: ст.290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки).
Взяточничество в современной России – самое распространенное преступление. Субъектами получения взяток являются до 50% и более работников (должностных лиц) отдельных отраслей государственного управления.
По данным информационных агентств на 1 августа 2009 года, объем взяток в российском бизнесе увеличился за последние пять лет (с 2004г. по 2009г.) в десять раз. В год только российскими и зарубежными предпринимателями в Российской Федерации дается взяток на сумму 316 миллиардов долларов, и это не считая «бытовых» взяток.
Современный взгляд на вечную проблему взяточничества весьма противоречив. СМИ все чаще внушают населению, что взяточничество обыденное явление повседневной жизни, ее необходимый элемент, а потому бороться с этим злом бессмысленно.
Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относит взяточничество к разряду ключевых уголовно-правовых проблем.
Несмотря на то что особая общественная опасность взяточничества не вызывает сомнений, что существует множество научных работ, исследований и публикаций на эту тему, остается много спорных, нерешенных вопросов в области уголовно-правовой характеристики взятки, что является серьезным препятствием на пути к снижению уровня коррупции в целом и взяточничества в частности.
Цель работы рассмотреть понятие взятки, ее отличие от коммерческого и иных видов подкупа.
Задачи работы:
— дать понятие и рассмотреть правовую природу взятки;
— рассмотреть исторический аспект, связанный с правовым регулированием взяточничества в Российском уголовном праве;
— рассмотреть уголовно-правовую характеристику составов преступлений, предусматривающих ответственность за получение и дачу взятки;
— выявить отличительные черты взятки от коммерческого и иных видов подкупа.
Предметом работы выступает нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за получение и дачу взятки.
Объектом работы стали общественные отношения, складывающиеся в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ.
Нормативную основу составило действующее уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за получение и дачу взятки.

Выдержка из работы.

Заключение.
Итак, в заключении работы сделаем следующие выводы:
Получение и дача взятки — деяния, предусмотренные главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная глава (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) включает статьи, предусматривающие ответственность за так называемые должностные преступления. Специфика должностных преступлений состоит в их особой опасности. Так, совершая указанные преступления, должностные лица нарушают принцип законности — один из основополагающих принципов деятельности должностных лиц, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, предусмотренный п. 2 ст. 15 Конституции РФ, причиняя тем самым ущерб правам и законным интересам граждан, обществу и государству. Кроме того, такие действия умаляют авторитет государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений в обществе, а также подрывают у граждан уверенность в защищенности их прав, порождают у них недоверие к органам власти.
Опасность взяточничества состоит также в том, что оно зачастую тесно связано с совершением других преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, мошенничество, незаконное содержание под стражей и др.).
При написании работы мы столкнулись с некоторыми пробелами в уголовном законодательстве:
Во-первых, современная статистика взяточничества позволяет сделать вывод о несовершенстве действующего уголовного законодательства. При этом такое несовершенство может быть связно как непосредственно с действующими нормами, так и с их правоприменением. Представляет актуальность поиск причин неэффективности данного института.
Представляет интерес определение пробелов действующего уголовно — законодательства в части установления ответственности за взяточничество, поиск направлений его совершенствования. На практике до сих пор возникают вопросы: Наказуемо ли покушение на получение взятки? Что следует понимать под вымогательством взятки? Как квалифицируются действия лица при получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями, если последнее образует самостоятельный состав преступления? Наступает ли ответственность за получение должностным лицом взятки как за совершение незаконных действий (бездействие), так и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия? В какой момент преступление считается оконченным? Куда «идут» деньги (вещи), являющиеся предметом взятки? И др. вопросы.
Во-вторых, представляет актуальность выработка конкретных мер по совершенствованию действующего уголовного законодательства устанавливающего ответственность за получение взятки; его правоприменения.
Проблемным на практике является разграничение получения взятки и мошенничества, разграничение взятки с иными составами преступлений направленными на хищение имущества. Проблемным также на практике является вопрос правильной квалификации взятки (например, получение взятки органами местного самоуправления, получение взятки с нарушением закона и без такого нарушения). В этой связи представляется актуальным систематизация разграничения получения взятки от иных составов преступлений.

Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4.
5. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 сентября 2003 г. N 41п. 2003.
6. Бабанин В.А., Сбоев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. 2007. N 3.
Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2006.
7. Вогл Франк. \»Дающая сторона\» мирового взяточничества // Союз против коррупции: СМИ, гражданский сектор и бизнес объединяют усилия в борьбе с коррупцией. М., 2005.
8. Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.М. Ответственность за взяточничество: социально-правовые и криминологические проблемы. М., 2005.
9. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2006. N 6.
10. Голубев В.В. Квалификация коррупционных преступлений. М.: ВНИИ МВД России, 2006.
11. Горелик А.С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юридический мир. 2005. N 1, 2.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 2007.
13. Динека В.И. Уголовная ответственность за получение взятки // Общество и право в новом тысячелетии. Тула: ЮИ МВД России, 2005.
14. Егорова Н. О взяточничестве и коммерческом подкупе // Российская юстиция. 2007. N 10.
15. Законодательные и ведомственные постановления по применению отдельных статей кодекса. Сост. Аскарханов С.С., Иодковский А.Н. – Юр. изд-во НКЮ СССР – 1937 г.
16. История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. — 1947 г.
17. Косякова Н. Дача взятки — преступление или крайняя необходимость? // Российская юстиция. 2006. N 5.
18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательство \»Юрайт\», 2008.
19. Качмазов О.Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. Владикавказ, 2007.
20. Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) — М.: ИКД \»Зерцало-М\», 2008.
21. Лопашенко Н.А. Проблемы уголовной ответственности за коррупционные преступления // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук П.Н. Панченко, кандидата юридических наук А.Ю. Чупровой, кандидата юридических наук А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2006.
22. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Юристъ, 2007.
23. Уголовное право из курса правоведения по Народной энциклопедии. Полутом 1. Общественно-юридические науки. (по изд. 1911г.) М. 2003.
24. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М.: Юристъ, 2006.
25. Упоров И. От понятия «мздоимство» к понятию «взятка» // Российская Юстиция — № 2 – 2006.
26. Учебник немецкого уголовного права (Часть общая) А.Ф. БЕРНЕРА. С примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н.Неклюдова. Том. I. (по изд. 1967г.)– М., 2005.
27. Ходеев Ф., Шутенко Т. Взяткомания: болезнь или привычка? // Российская юстиция. — №2. — 2009.
28. Яни П.С. Споры о квалификации взяточничества: позиция Пленума Верховного Суда РФ // Законодательство. 2006. N 6.
29. Яни П. С. Взятка и бизнес Законодательство. 2008. N 6

Взятка или подарок? Когда знак внимания – вне закона и по закону

Можно ли дарить должностным лицам подарки? Чем подарок отличается от взятки? Что означает подарок, принятый с нарушением законодательства, и можно ли его сдать? «АиФ» решил разобраться.

    Можно ли дарить должностным лицам подарки? Чем подарок отличается от взятки? Что означает подарок, принятый с нарушением законодательства, и можно ли его сдать? «АиФ» решил разобраться.

— Согласно закону «О борьбе с коррупцией» государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, — разъяснил начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Игорь ГРЕЙБО . — Но если госслужащему во время протокольного или иного официального мероприятия преподнесут сувенир на сумму не более 5 базовых величин (1 млн 50 тыс. рублей), его можно оставить для личного пользования. В случае если стоимость презента дороже, он передается в доход государства по решению специально созданной комиссии по месту работы госслужащего. О любом подарке, полученном с нарушением законодательства, госслужащие должны письменно сообщить по месту своей работы и безвозмездно сдать полученное либо возместить его стоимость. Такой же алгоритм действий предусмотрен, если имущество с нарушением законодательства получают близкие родственники должностного или приравненного к нему лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство.

Почет и уважение

Читатель «АиФ» Владимир не на шутку озадачен тем, не будет ли расцениваться как взятка подарок, преподнесенный им в день рождения другу, который работает директором школы. «Кроме того, могут ли родители без опасений поздравлять учителей традиционным букетом цветов и коробкой конфет на День учителя, другие праздники? Это же обычный жест признательности, но не подкуп и тем более не взятка!»

Безусловно, до абсурда можно довести любую идею и в дружбе с директором школы как должностным лицом усмотреть корыстные намерения. С другой стороны, преподаватель тоже может рассматриваться как должностное лицо, когда, например, принимает экзамен, и преподнесенный ему накануне презент можно трактовать как взятку.

Игорь Грейбо на вопросы читателя дал исчерпывающий ответ:

— Определенные проблемы возникают в практике применения ст. 546 Гражданского кодекса, согласно которой не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан. Специфика состоит в том, что некоторые из указанных работников при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, а при выполнении некоторых профессиональных функций такого статуса не имеют. Другие при исполнении своих основных служебных обязанностей не являются государственными должностными лицами, а при реализации некоторых специальных полномочий приобретают такой статус. Например, основная функция врача — оказание медицинской помощи пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения в организации здравоохранения, а преподавателя — обучение и воспитание обучающихся, содействие овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Выполняя эти сугубо профессиональные функции, врачи и преподаватели государственными должностными лицами не являются.

Однако у некоторых врачей есть специальные полномочия на совершение юридически значимых действий — выдавать больничные листки, а у преподавателей — принимать зачеты и экзамены по результатам обучения. В момент реализации этих полномочий врачи и преподаватели становятся государственными должностными лицами, либо лицами, приравненными к ним. Некоторые работники лечебных и воспитательных учреждений, наоборот, при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, например заведующий отделением больницы или директор школы. Однако когда эти же работники выполняют функции врача или преподавателя, статус государственного должностного лица на них не распространяется.

Из вышеизложенного следует, что работники лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений при исполнении обязанностей государственных должностных лиц вправе:

— принимать подарки на условиях, предусмотренных 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (сувениры при проведении протокольных и официальных мероприятий);

— получать подарки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК в случаях, когда подарки вручаются им не в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, от граждан, находящихся в соответствующих учреждениях на лечении, содержании или воспитании, супругов и родственников этих граждан.

Например, подарок от пациента врачу за высокий профессионализм при оказании медицинской помощи, доброту и внимательность, подарок от учащихся преподавателю — за профессионально и интересно организованный процесс обучения.

Таким образом, в отличие от подарка, взятка передается должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Находятся вне сферы регулирования антикоррупционного законодательства и не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарков не в связи с его служебным положением, а как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений (как родственнику, супругу, другу, товарищу, коллеге и т.п.).

Однако если одаряемое лицо осознает, что даритель хотя и находится с ним в личных взаимоотношениях, но вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, оно не имеет права принимать подарок и обязано от него отказаться. К примеру, если работник индивидуально вручает своему руководителю подарок ко дню рождения (профессиональному празднику и т.п.), ожидая в дальнейшем покровительства по службе, создания льготных условий для работы и сокрытия возможных в будущем дисциплинарных проступков, и руководителю это достоверно известно, руководитель должен отказаться от принятия такого подарка.

В спорных ситуациях руководителям следует избегать получения индивидуальных подарков от отдельных подчиненных работников по случаю различных праздничных (торжественных и т.п.) событий. В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю таких событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки).

В работе некоторых организаций, в том числе государственных органов, сложилась порочная практика, когда руководителям этих организаций и другим должностным лицам ко дню рождения, профессиональному празднику и другим подобным событиям подарки вручают подчиненные, подконтрольные (поднадзорные) организации либо работники этих организаций от своего имени. В ряде случаев такие подарки доставляются прямо на рабочее место должностных лиц и включают в себя не только цветы, но и другие материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного. Такие подарки, как правило, вручаются не в связи со сложившимися хорошими личными взаимоотношениями дарителей и одаряемых, а за совершение одаряемыми каких-либо действий (бездействие) в интересах дарителей, в том числе общее покровительство и благоприятное расположение в будущем. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены.

Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков в связи с праздничными и другими событиями личного характера от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов).

Когда подарок (сувенир) получен с нарушениями

Термин «сувенир» в законодательстве не определен. На практике под сувениром в основном понимают художественное произведение, которое напоминает о месте пребывания (страна, город, исторический центр, выставка, премьера и др.) и праздничных датах (красный день календаря, день рождения, открытие объекта, юбилей людей и компаний, исторических событий и др.). Кроме того, сейчас широко используется понятие делового сувенира — преимущественно небольшой вещи, которая создает имидж компании и бренда, поддерживает корпоративный стиль, работает на увеличение продаж, используется в рекламных акциях.

Цель сувенирной продукции, как правило, заключается не в передаче полезных свойств товара, а в распространении среди неопределенного круга лиц информации, которая изображается непосредственно на сувенире (логотип организации, ее наименование и / или дата образования, наименование торговой марки, государственная символика, наименование страны, населенного пункта либо региона, изображение национального орнамента на календарях, ручках, пакетах, блокнотах, ежедневниках, зажигалках, значках, бутылках, предметах посуды, изделиях народных промыслов (ремесел), миниатюрах выпускаемой продукции и т.п.).

Ни при каких условиях государственные должностные лица не вправе принимать подарки в виде:

  • наличных и безналичных денежных средств;
  • входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
  • телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
  • абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
  • различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
  • бесплатного проживания в гостинице, на даче;
  • выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
  • оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
  • оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
  • оплаты туристических поездок;
  • оплаты расходов на лечение и обучение;
  • назначения наследником путем упоминания в завещании;
  • оказания сексуальных услуг;
  • предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).

Термины «протокольное мероприятие» и «иное официальное мероприятие» в законодательстве также не определяются.

На практике протокольное мероприятие — это разнообразные государственные приемы, связанные с официальными событиями, организуемые по линии различных государственных органов, а также связанные с повседневной деятельностью Министерства иностранных дел Республики Беларусь (дипломатические приемы, деловые встречи и другие текущие визиты, возложение венков, дипломатические клубы и т.п.). Такие мероприятия проводятся по специальным регламентам в специальных помещениях.

Ужин или прием в процессе протокольных мероприятий проводятся не для того, чтобы хорошо отдохнуть в приятной компании, а для реализации определенных целей, поставленных организаторами протокольного мероприятия.

Иные официальные мероприятия — это любые проводимые в установленном порядке мероприятия, связанные с деятельностью организации: совещания, заседания, симпозиумы, коллегии, официальные встречи, выставки, благотворительные мероприятия, презентации, юбилеи, мероприятия по случаю памятных дат, государственных и профессиональных праздников, закладка основания здания, введение в строй строительных объектов и т.п. Предполагается, что получение сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях в силу открытой и заформализованной процедуры их подготовки и проведения (издание распоряжения о проведении мероприятия, утверждение плана мероприятия и сметы расходов, документальное оформление приобретения подарков и составление отчета об их использовании и т.п.) в основном исключает возможность получения под видом сувениров взяток.

Законодатель четко определил, что государственным должностным лицам разрешено принимать на протокольных и иных официальных мероприятиях сувениры только в качестве подарков. С учетом изложенного государственные должностные лица вправе принимать только такие сувениры, которые вручаются им как лицам, занимающим определенные должности и в силу служебных полномочий участвующим в протокольных и иных официальных мероприятиях, но не за совершение каких-либо действий (бездействие) по службе.

Важно также понимать, что ни вид, ни стоимость подарка никак не влияют на юридическую квалификацию действий дарителя и одаряемого. Такие действия независимо от вида и стоимости подарка будут расцениваться как совершенные в рамках гражданско-правовой сделки дарения. Стоимость подарка в виде сувенира имеет значение только для решения вопроса о возможности обращения государственным служащим такого подарка в свою собственность. Поэтому действия государственного служащего по присвоению подарка в виде сувенира стоимостью свыше пяти базовых величин, полученного в связи исполнением служебных обязанностей на протокольном и ином официальном мероприятии, не являются криминальными и не превращают полученный сувенир во взятку. Однако такие действия будут являться незаконными по причине нарушения условия правомерности принятия сувенира — превышения допустимого размера его стоимости.

Незаконными, но не криминальными, будут также действия государственного должностного лица по принятию подарков, которые:

  • не являются сувенирами, хотя и получены на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • являются сувенирами, но получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • не являются сувенирами и получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях.

В соответствии с Постановлением Совета Министров №45 государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять государственный орган, иную организацию, в которых указанные лица проходят службу или осуществляют трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы).

Одновременно с подачей заявления государственное должностное или приравненное к нему лицо в присутствии названного уполномоченного должностного лица передает имущество на хранение материально ответственному лицу в порядке, установленном руководителем государственного органа или иной организации. При этом оформляется акт о приеме-передаче имущества в трех экземплярах. Один экземпляр передается лицу, сдавшему имущество на хранение, второй экземпляр — материально ответственному лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр — уполномоченному должностному лицу.

Подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательстве.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.

СПРАВКА

Взятка — это выгода имущественного характера, предоставляемая должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.).

Термин «подарки» в законодательстве не определен. На практике под подарками, как правило, понимаются подарки, дарение которых является устоявшейся общепринятой традицией (цветы, конфеты, сувениры и т.п.).

В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

Не влияет на квалификацию действий (бездействия) взяткополучателя и взяткодателя и момент передачи взятки — передается она до или после совершения действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (взятка-подкуп или взятка-благодарность).

Если под видом подарка фактически передается взятка за использование должностным лицом своего должностного положения в интересах лица, вручившего подарок, или представляемых им лиц, такие действия будут квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за взяточничество, независимо от размера предоставленного вознаграждения.

Такие разные взятки. Новые разъяснения Верховного суда

Верховный суд РФ внес изменения в собственное постановление о судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе. Необходимость изменений была продиктована возникшими у судов вопросами относительно оснований разграничения квалификации получения взятки за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица, от получения взятки за незаконные действия.

Вообще, классифицировать взятки можно по самым разнообразным основаниям – по их величине, форме, субъектному составу, в зависимости от наличия, либо отсутствия отягчающих обстоятельств, области и сферы применения и так далее. Разумеется, такое разнообразие грозит путаницей и неоднозначным толкованием уголовных норм.

Причем путаница возможна не только в среде далеких от юриспруденции граждан, приученных жизнью не различать такие понятия, как коммерческий подкуп и подарок, но, как показывает практика, и среди правоприменителей, призванных карать нечистых на руку чиновников и предпринимателей. Все это в свою очередь приводит к новым нарушениям закона и порочной судебной практике по делам о подкупе и взяточничестве.

Максимально подробно о классификации взяток и юридической квалификации действий с ними связанных рассказал Пленум Верховного суда РФ еще в 2000 году. Так, в Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” Верховный суд разъяснил, что предметом взятки могут выступать не только деньги, ценные бумаги, недвижимость и борзые щенки, но еще и выгоды и услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате.

Сюда Пленум отнес предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Более того, судам было поручено квалифицировать в качестве получения должностным лицом взятки и предоставление имущественных выгод в виде денег, ценностей, оказания материальных услуг родным и близким такого должностного лица с его согласия либо при отсутствии его возражений.

Одновременно Верховный суд разъяснил, что получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия, которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество.

Сейчас же Пленум акцентировал внимание судов на классификации, построенной на правовой характеристике действий, совершаемых должностными лицами, получившими и “отрабатывающими” взятку. Как известно, такие действия могут, как противоречить требованиям законодательства, совершаться с превышение должностных полномочий, так и формально соответствовать нормам права и не выходить за пределы правового поля. И в том и в другом случае совершаются уголовно наказуемые деяния, поскольку речь здесь все же идет о взятках. Главное же отличие между указанными действиями заключается в степени их общественной опасности и, соответственно, строгости уголовного наказания.

В Постановлении Пленума Верховного суда № 7 от 22 мая 2012 года отмечается, что под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями. В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения, либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.

Стоит отметить, что массу поводов и возможностей для указанных злоупотреблений со стороны государственных служащих предоставляет само отечественное законодательство. Наиболее яркий пример тому – санкции норм Уголовного кодекса РФ, позволяющие гособвинителям и судьям по своему собственному усмотрению определять меру наказания в пределах “от трех до пяти” и ”от пятнадцати до двадцати лет”.

Со стороны эти действия формально соответствуют требованиям закона и прочим правовым актам, а получение от заявителя материальных благ можно представить в качестве благодарности за усердный и оперативный труд госслужащего. Собственно, данное обстоятельство во многом и обуславливает тенденцию вуалировать взятки под подарки, спонсорскую помощь и благотворительную деятельность.

Между тем, отличить подарок от банального подкупа не представляет особой сложности. Здесь лишь стоит помнить, что дарение во всех случаях предполагает исключительно безвозмездную передачу материальных ценностей, имущественных прав и требований. При наличии же встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства дарение следует считать отсутствующим. Иными словами, при встречном оказании услуги, протекторате и содействии в разрешении каких-либо ситуаций ни о каком подарке не может быть и речи.

Разумеется, получение госслужащим в качестве искренней благодарности за оказанную услугу бутылки шампанского и коробки конфет уголовно наказуемым деянием считаться не будет, а вот коньяк из тех, что подороже, уже может расцениваться в качестве взятки. Напомним, что в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса РФ лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также муниципальным служащим не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Запрет на дарение лицам, замещающим указанные должности, не распространяется лишь на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Эта же статья специально оговаривает, что подарки, которые получены госслужащими и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

В противном случае Верховный суд призывает характеризовать получение подобных “подарков” в качестве действий, указанных в диспозиции части 1 статьи 290 Уголовного кодекса РФ. Согласно этой статье, получение должностным лицом взятки за совершение действий, которые входят в его служебные полномочия, наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Гораздо более значительный урон общественным отношениям причиняют действия госслужащих, которым за взятку приходится переступать через закон. Это связано с тем, что в подобных случаях речь идет не просто о нарушении запрета на получение взятки, а, по сути, о комплексном нарушении целого ряда правовых норм. Соответственно, и санкции здесь значительно строже.

В Постановлении Пленума разъясняется, что под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения. Верховный суд приводит и конкретные примеры таких преступлений.

Это — фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и тому подобные деяния.

Такие действия Пленум ВС РФ рекомендует квалифицировать по части 3 статьи 290 УК РФ, гласящей, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

  • Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Нотариальная контора находится в новом жилом доме по адресу: 115419, город Москва, 3-й Донской проезд, дом 1, тел.: 8 495 982-51-75. Здание расположено на пересечении с улицей Орджоникидзе (сторона чётных номеров домов). Ближайшая станция метро - «Ленинский проспект», […]
  • Калькулятор субсидии ЖКХ Содержание статьи: Право на получение субсидии В постановлении №761 (п. 3, ст. 1) указано кто может получить субсидию на оплату ЖКХ. К таким группам лиц относятся: пользователи жилого помещения, входящего в состав муниципального либо государственного жилфонда; представители жилищных либо […]
  • Понятие судов надзорной инстанции Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Заявление об отмене определения судьи […]
  • Следственный комитет МВД России. Следственное управление УВД края, области, его структура, компетенция Орловский юридический институт МВД Кафедра государственно-правовых дисциплин по дисциплине «Правоохранительные органы» Тема: Следственный комитет МВД России. Следственное управление УВД края, области, его структура, […]
  • Прокуратура Самарской области информация актуальна на 10.06.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Госзакупки ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Сведения Росстата Сведения о регистрации в ФНС Внебюджетные фонды Участие в государственных […]
  • Закон о шумных работах в помещении Оглавление: Правила соблюдения Что такое ночное время Штраф за нарушение Шумные работы в выходные дни Исключения из правил Существует ли понятие «тихий час» в законе Куда пожаловаться Правила соблюдения Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах […]
  • Как получить гражданство Германии россиянам Условия для получения гражданства Германии сопряжены с довольно-таки жесткими требованиями. С таким из них как отказ от гражданства своей страны согласиться может не каждый россиянин, т.к. двойное гражданство в Германии запрещено. Причем процедура эта не формальная, а с […]
  • Расчет больничного листа 2015 В ходе работы как со стороны работников, так и со стороны бухгалтерии возникает периодически вопрос о расчете больничного листа сотруднику. И как всегда у нас в законодательстве все усложнено схемами расчетов, можно сказать целыми каскадами. В разделе разъясним вам как нужно считать, как […]

Недавно я оформлял право собственности на квартиру и меня отлично проконсультировали. Сам удивился: сделали ксерокопии, все объяснили, рассказали, где платить госпошлину, и потом приняли второй раз без очереди. Я готовился к бюрократии, проволочкам и коррупции, а все оказалось просто и приятно.

Хочу поблагодарить этого человека за хорошую работу. Думаю подарить коньяк пятилетней выдержки. Или лучше деньгами? Не посчитают ли это взяткой? Как дарить подарки чиновникам, учителям и врачам, чтобы не подставить человека и не нарушить закон?

Владислав

Если хотите отблагодарить чиновника за хорошую работу, врача за лечение, а директора школы за организацию учебы, нужно знать, как дарить. Иначе подарок могут посчитать взяткой. Это преступление - могут обвинить обоих, а наказание будет строгим.

Как отличить взятку от подарка

Взятка отличается от подарка тем, что ее дают не просто так, а за что-то . Подарок всегда безвозмездный. Взятка - это подкуп или вознаграждение за какие-то действия, определенное поведение или под воздействием вымогательства.

  1. Это подарок должностному лицу. Должностное лицо - не любой сотрудник государственной или муниципальной организации. Согласно п. 3-5 пост. Пленума ВС № 19 , к ним относят представителей власти и чиновников, которые руководят трудовым коллективом или распоряжаются деньгами и имуществом организации. Если чиновник занимает пост депутата, судьи, увольняет и нанимает сотрудников, решает, кого премировать, а кого наказать, он должностное лицо.
  2. Взамен госслужащий сделает или не сделает что-то в пользу взяткодателя. Например, согласится не проводить проверку или, наоборот, проведет, но не обнаружит нарушение, хотя оно есть.
  3. Действия, о которых просит взяткодатель, относятся к служебным полномочиям должностного лица, или он может повлиять на решение. К примеру, директор школы давит на учителей, чтобы те поставили оценки повыше конкретному ученику, или руководитель налоговой назначает на должность зама за взятку.

Если эти условия совпали, но подарок отдали не самому сотруднику Росреестра или директору школы, а третьему лицу по их указанию, подарок тоже посчитают взяткой. К примеру, чиновник сам не стал брать подарок, а предложил подарить его своей жене.

За взятки наказывают обе стороны: и того, кто пытался дать, и того, кто возьмет. Даже если чиновник не возьмет взятку и сообщит об этом начальству, накажут того, кто предлагал.

Если что-то дарите учителю, врачу, директору школы, сотруднику Росреестра или налоговой, запомните главное правило: взамен нельзя ничего просить. Не должно быть даже намеков.

Для квалификации взятки нужны определенные условия. Но даже если получение денег, коньяка, микроволновки или украшений не получится квалифицировать как взятку, это можно подвести под другую статью УК : основания найдутся. И госслужащие это прекрасно знают.

Как тогда дарить подарки чиновникам

Не все подарки являются взяткой. Это может быть искреннее желание отблагодарить человека не за конкретную помощь, а просто за хорошую работу или внимательное отношение. Или поздравить с праздником. Подарки дарить можно, но с учетом ограничений.

Вот какие правила стоит соблюдать, если хотите подарить подарок должностному лицу или сотруднику госучреждения.

Выберите подарок не дороже 3000 рублей. Можно дарить деньгами, вещами или услугами. Главное, чтобы подарок не стоил дороже трех тысяч. Но если денежный подарок учителю на выпускной еще можно оправдать, то конверт с деньгами для сотрудника Росреестра будет выглядеть по меньшей мере странно.

Подарки дороже 3000 рублей чиновникам, учителям и врачам получать нельзя. Если чиновник возьмет такой подарок, он обязан его сдать организации, в которой работает.

Чтобы забрать подарок дороже трех тысяч себе, чиновнику придется выкупить его у государства. Иначе он останется в собственности государства, его буду продавать с торгов или отдадут на благотворительность. Ваши старания только усложнят всем жизнь.

Приложите чек к подарку. Допустим, вы все-таки решили подарить коньяк, чайник или тостер и купили его за 2800 рублей, а в другом магазине он стоит 3050 рублей. Если чека не будет, цену определят по рыночной стоимости. Лучше сразу показать, что вы не вышли за рамки закона.

Чек поможет и в том случае, если чиновник сдаст подарок, как этого требует закон.

Не просите ничего взамен. Если решили сделать подарок, просто отдайте его и ни на что не намекайте ни устно, ни письменно. Лучше всего сделать это к празднику: поздравить и пожелать что-то приятное и от души. Так будет меньше подозрений, что вы что-то хотите в ответ на подарок. Поздравлять не запрещено.

Спросите разрешения и не настаивайте. Если подарок не хотят брать, не уговаривайте и не пытайтесь оставить его ненароком в кабинете. В каждой организации свои нюансы, не стоит подставлять человека и заставлять его нарушать внутренние инструкции или требования закона. Ваши действия могут посчитать провокацией, и желание отблагодарить превратится для всех в большую проблему.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Очень часто в жизни граждан появляются такие ситуации, когда нужно сделать подарок, занести «конверт» или же «сделать вложение в будущее». И при этом обязательно нужно понимать границы дозволенного законом, т.е. знать, за что вас могут похвалить, а за что посадить.

Ответы на такие вопросы как: «Что считается взяткой», «В каких областях жизни часто необходимы «подарки», «Что говорит закон по поводу таких вложений» и «Что все-таки можно дарить» будут даваться ниже. Если вы даже пока что и не столкнулись с такими ситуациями, полезно было бы знать заранее, что делать, поэтому статья будет полезна для каждого читателя.

Взятки – обычное дело?

На самом деле вы возможно даже и не догадывались, что уже давали взятки или участвовали в ее передачи.

  • Все начинается в роддоме. Если вы хотите что бы ваша жена и ребенок лежали в хорошей палате, обязательно нужно занести доктору «коньяк».
  • Следующий этап – детский сад. Если вы вовремя не подали заявку для того чтобы ваш ребенок попал в группу с хорошими, умными детьми, опять же нужно кому-то сделать подарок.
  • В первый класс. Та же ситуация что и с садиком, только еще на протяжении обучения каждый год, нужно сдавать деньги на «ремонт класса».
  • В институте много зачетов и не всегда хватает ума и времени, чтобы их сдать, что за собой влечет небольшие презенты преподавателю.
  • Очень часто чиновники чуть ли не требуют «содействия» на что и идут многие люди.

И таких ситуаций очень много. Вся наша жизнь состоит из общения с людьми, а люди, как известно, любят деньги, из-за чего и появляются такие «возможности», поэтому тяжело предугадать, где именно вам придется действовать, а где оставаться «глухим» к таким условиям.

Раньше было лучше

Нельзя однозначно говорить, что в былые времена было лучше. В советское время, люди отчасти находились в страхе перед законом, нежели уважали его. Так же огромную роль играло общественное и семейное мнение.

Сегодня же люди пытаются оградиться от семьи или общества, что в свою очередь сокращает возможности воздействия на человека в культурном плане.

Нужно не рассуждать о том, что раньше было лучше, а начать исправлять то, что есть, и начинать всегда с себя.

Я здесь закон

Взятка - это получение должностным лицом материального капитала и/или материальной ценности за действие или бездействие, которое не должно было совершать лицо получившее взятку в пользу лица давшего взятку.

В случаях не связанных с должностными лицами взяткой будет считаться каждый подарок или денежная сумма, которая была дана или будет дана с корыстными целями.

Т.е. согласно определению корысти, уголовно наказуемый подарок это тот подарок, который несет в себе цель получить материальную выгоду или пользу от лица которому он был дан на рабочем месте, будь то врач, учитель или любой другой человек занимающий необходимую должность.

Это - просто подарок


Сколько или что можно подарить человеку, который занимает ту должность, которую вам необходимо «задобрить»?

Врач . Изначально нужно сразу определить, что конкретно вы преследуете этими действиями. Если вам, например, необходимо продлить справку, взять бесплатный рецепт или получить еще какую-либо выгоду, тогда это – взятка. Но взяткой нельзя назвать проявление благодарности доктору, за то, что он спас жизнь или вылечил вас в кратчайшие сроки.

Поэтому бутылка хорошего коньяка, за то, что доктор смог вас из «могилы» достать не будет являться взяткой. Но если перед тем как вас спасти доктор сказал: «Я тебя спасаю, а ты мне потом денег дашь», последующие ваши действия могут быть расценены как дача взятки.

Учитель . Тут все немного сложнее, почти каждый ваш подарок может быть расценен как взятка, потому что ваш ребенок постоянно сотрудничает с преподавателями и из-за очередного подарка отношение учителя может измениться к вашему ребенку, что в свою очередь, является выгодой полученной путем дачи взятки.

Но из-за менталитета «наших» людей ситуация с преподавателями становится намного проще, когда подарок преподносит сам ученик, что в свою очередь будет расцениваться как благодарность «к своему любимому учителю», поэтому пока размер «подарка» находится в разумных пределах, законом он преследоваться не будет.

Должностное лицо . Тяжелее всего преподнести «подарок» должностному лицу, потому как почти все они будут являться взятками. Исключением являются обычные подарки стоимостью до 3000 рублей, такие презенты не являются взятками.

Закончить эту статью хотелось бы диалогом из фильма «12 стульев» 1971 года. Режиссер Леонид Гайдай.

- «В чем дело? Вы кто такой? У меня что-нибудь не в порядке?»
- «Вы все сами прекрасно знаете.»
- «Так может быть, зайдем в магазин? Там и объяснимся.»
- «Объяснимся в другом месте.»
После этого они заходят в магазин, и Остап Бендер выходит уже с провизией.

Цель этого фильма высмеять людские пороки и заставить людей исправиться. Так давайте попробуем оправдать эту цель.

Если эта статья вам понравилась, расскажите своим знакомым и друзьям, а так же подпишитесь на обновления нашего сайта.