Конкурсы. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Общая часть

Как правило, когда люди говорят о субкультурах, они сваливают их все в один котел. Часто можно услышать фразы вроде: «Всевозможные готы, эмо, панки и так далее», то есть, в представлении людей, не знакомых с субкультурами, нет особой разницы между всеми субкультурами, тогда как для подростков такие фразы могут быть крайне оскорбительными. Для того чтобы понять, что такое субкультура, необходимо знать, когда и при каких условиях подросток (взрослые люди, все-таки, довольно редкие гости в таких компаниях) присоединяется к этой субкультуре.

Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам.

Молодежных неформальных движений множество. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени и молодежь придумывает свой способ.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

1. Субкультуры, понятия и признаки

Субкультуры, это система значений, способов выражения или жизненных стилей, развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

По социально - правовому признаку неформальные движения разделяются на:

1) просоциальные, или социально - активные, с позитивной направленностью деятельности, такие как, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) социально - пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, такие как, музыкальные и спортивные фанаты;

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Типы молодежных субкультур разделяется на:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

3) криминальные ("гопники", "люберы");

4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными;

5) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

6) с социальной позицией - экокультурные;

7) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

8) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

По направленности интересов молодежные объединения и группы классифицируются как:

1) связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура, увлечение современной молодежной музыкой;

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

9) элита: мажоры, рейверы;

10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;

11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты;

13) устремление к право порядковой деятельности;

14) активно занимающиеся определенными видами спорта;

15) около спортивные - различные фанаты;

16) философско-мистические;

17) защитники окружающей среды и др.

Все субкультуры зарождаются в небольших коллективах, объединенных какой-то общей идеей, имеющих схожие вкусы или убеждения. Постепенно количество увлеченных и просто интересующихся возрастает.

2. Причины увлечения несовершеннолетними субкультурами

К установлению обстоятельств и причин, что послужило поводом увлечения несовершеннолетнего субкультурой, необходимо к каждому подходить индивидуально, так как каждый несовершеннолетний, это индивидуум, со своим мировоззрением, ценностями и увлечениями, но, тем не менее, существуют основные общие причины и условия, при которых несовершеннолетний присоединяется к субкультурам.

Присоединение несовершеннолетнего к субкультурам происходит, как правило, в период подросткового детства, возрастные рамки которого определяются как 11-15 лет (разумеется, могут наблюдаться колебания в ту или в другую сторону). Главной доминантой психического развития ребенка в этот период является общение со сверстниками, которое происходит большее время в школах. Как не доминирует установки общности класса как единого организма, но общение по группам всегда превалирует. В школе, в среднем и старшем звене классы поделены на своеобразные группы.

Несовершеннолетнему невероятно важно быть частью одной из таких групп и играть в группе определенную роль, соответствующую особенностям его личности. На протяжении всего обучения в школе несовершеннолетний может переходить из одной группы в другую, его роль время от времени может меняться. Например, если мальчик в начальных классах был шутом и имел признание у одноклассников именно за эту свою черту, то к девятому классу его шуточки уже будут неинтересны окружающим, и ему придется искать какую-то другую роль, например, заслуживать уважение с помощью своего интеллекта.

Но бывают такие дети, которых по тем или иным причинам отказываются принимать в группы, и значит, они не могут занять в классе той ниши, какую хотели бы. Девочки, в основном мечтают быть первыми красавицами в классе, а окружающими воспринимается как изгой, находится в большой опасности с психологической точки зрения. Несовпадение желаемого с реальным может приводить к крайне плачевным последствиям. Именно такие дети чаще всего становятся самоубийцами. Но это, разумеется, лишь крайняя степень.

Следующей причиной, является способ обретения единомышленников, вследствие чрезмерного развитие несовершеннолетнего, которому не интересно проводить время со сверстниками, одноклассниками и он ищет подобных себе по духу и по интересам, так как, в школьной и дворовой среде, он не может реализоваться.

Одной из причин увлечения несовершеннолетними субкультурами, является отсутствие поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений несовершеннолетних, которые в дальнейшем, для реализации своих потребностей, примыкают в группы по интересам, являющихся той или иной субкультурой, его стремлению к самовыражению.

В результате неполучения признания и должного места ни в какой группе, несовершеннолетнему на помощь приходит субкультура. Выбор субкультуры зависит от личных предпочтений ребенка в музыке, в одежде и т.д., либо происходит в результате случайного знакомства с представителями субкультуры, иными словами, для ребенка субкультура – еще один шанс занять свое место под солнцем.

3. "Подводные камни" субкультур

Любая субкультура предполагает какие-либо отличительные признаки – одежду, прическу, аксессуары. Несовершеннолетний, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир, начинает активно интересоваться соответствующей музыкой и литературой.

Большинство несовершеннолетних, увлекаются субкультурами, только ради их внешних проявлений, эпатажа

окружающих, не вникают в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении, даже те, кто верен своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

В каждой субкультуре, есть свои подводные камни и главная опасность этих камней– это попадание в криминально направленную субкультуру. Если несовершеннолетний попадает к скинхедам, неофашистам, в компании, где активно употребляют алкоголь или наркотики, это может иметь самые плачевные последствия.

Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.

Следующей опасностью, является попадание несовершеннолетнего в разные рода религиозные культы, мистические оккультные субкультуры. В мире огромное количество разных религиозных культов. Верят в Бога, в черта, в рай, в ад, в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Верят в колдовство, сглаз, парапсихологию, НЛО, астрологию. Верят в библию, Коран, тору, во все, что там написано, но более распространенный среди субкультур, культ "сатанисты", в которой преобладает утверждение, что человек – суть животное, и ничто животное ему не чуждо. Несовершеннолетний, следуя правилам субкультуры "Сатанисты", связанных с жертвоприношением начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Немногие, «поступившие» туда, могут вернуться, религиозное воздействие действует словно гипнозом на своих последователей. Пребывание несовершеннолетнего внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но вред личности несовершеннолетнего этот период, может нанести неизмеримый.

Заключение

Субкультуры, это неизбежность, это часть общества, это подростковая психология. Однозначно говорить о вреде или пользе субкультур нельзя, все зависит от самих субкультур, от того что несет в себе субкультура, если хорошее - хорошо, если нет - то нет.

Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. К любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка. В каждой субкультуре, всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять несовершеннолетний.

Молодежь всегда привлекает все новое, яркое и необычное, для них это способ выделиться из толпы, заявить о своей уникальности и индивидуальности, а для этого вовсе не обязательно понимать, какие именно символы ты на себя вешаешь. Положительный аспект в этом тоже есть - у большинства увлечение меняется или просто проходит, бывает, что человек просто перерастает свой искренний интерес. А оставшееся меньшинство - это те, кого действительно привлекала культура, а не красивая обертка.

Но тем, не менее, если вы заметили, что ваш ребенок примкнул к той или иной субкультуре, постарайтесь аккуратно выяснить об этом течении все, что сможете. Не делайте скоропалительных выводов, услышав обрывки рассказов знакомых. Расспросите самого ребенка об этой субкультуре, но обязательно без давления, просто ненавязчиво поинтересуйтесь, в чем суть этой субкультуры, спросите об истории зарождения. Если вы построите разговор правильно, ребенок сам вам все расскажет, но, если вы допустите хотя бы ноту неодобрения по отношению к субкультуре, ребенок закроется для вас навсегда. И только лишь в том случае, если вы поняли, что есть повод для опасений – ребенок связался с криминальной организацией или с сектой, - ваше активное вмешательство просто необходимо.

Будьте внимательны к вашему ребенку, и тогда все у вас будет замечательно.

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия "субкультура", "подростковая субкультура" введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

статусная структура;

набор предпочитаемых источников информации;

специфический жаргон;

фольклор.

"Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка к русскому слову "воспитание". Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества".

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

. "Отношения" равенства. Включение в "группы равных", т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

Обучение в школе. Это формальный процесс- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют "скрытым" учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Направление конференции: для обучающихся.
Тема: Молодежные субкультуры как фактор социализации личности.
ФИО автора: Бутримова София Алексеевна.ФИО руководителя: Андреева Александра Александровна.
ГБПОУ «Профессиональное училище №18»
В современном обществе понятие « молодежная субкультура» интересует многих педагогов, психологов, социальных педагогов, дефектологов, социологов. При этом причины интереса достаточно обширны. Молодежная субкультура может рассматриваться в контексте:
1. Источник инноваций и открытий в различных сферах жизнедеятельности- это и мода, и музыка, организация досуга.
2. Один из вариантов примитивной массовой культуры молодежи.
3. Результат медиа-индустрии.
4. Форма творческой активности молодежи.
5. Средство самовыражения и самопознания, и так далее.
Долгое время молодежную субкультуру относили к девиации в поведении, иными словами рассматривали как отклоняющееся от нормы поведение, что приводила к нарушению процесса социализации ребенка и к негативным последствиям.
Но с изучением данной категории, молодежную субкультуру, многие ученые стали рассматривать как один из важных факторов социализации личности, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960-1970-х годов. Современные научные подходы акцентируют своё внимание на следующих функциях молодежной субкультуры:
1. Социализация личности в обществе.
2. Адаптация личности к обществу.
3. Интеграция личности в общество.
Значимость данного личности фактора социализации проявляется в свободе выбора той группы, которая близка личности по ряду критериев: интересы, потребности, желания. Данная группа становится определенной ступенькой дальнейшего развития, она обеспечивает понимание, защиту, саморазвитие личности. Молодежная субкультура является неким игровым полем где личность может принимать различный социальный статус, социальную роль, положение в группе, отрабатывать организаторские или лидерские качества и многое другое.
Если рассматривать молодежную субкультуру как общественное явление можно выделить ряд характерный черт:
1. Молодежная субкультура - это социальная общность, в которой каждый участник идентифицирует себя не как «Я», а как «Мы».
2. Если молодой человек входит в молодежную субкультуру это значит, что он принимает и разделяет правила, нормы, ценности, традиции, стиль жизни участников своей, а также соответствует внешнему виду принятым в данной группе.
3. Зачастую молодежные субкультуры формируются на общем интересу участников (музыка, искусство, мода, взгляды на жизнь, отношением к политике, книгам и т.д.).
4. У каждой молодежной субкультуры есть своя символика и атрибутика, через неё участники группы выражают свои нормы, ценности.
Таким образом, можно сказать о том, что молодежная субкультура- это определенный вид культуры которая:
1. Создана молодыми людьми для удовлетворения личных потребностей, интересов.
2. Это культура которая имеет конечной целью, интеграцию молодых людей в общество.
3. Это маленькая ячейка внутри общей культуры, которая определяет образ и стиль жизни, ценности и мировоззрение её участников.
В социальной педагогике, психологии, педагогике, проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках теории социализации личности. Которая предполагает приобщение личности к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры общества. Процесс приобщения к культурным стандартам – сложен и не всегда протекает плавно, дело в том, что не всегда культурный стандарт соответствует потребностям и устремлениям молодежи, что в конечном итоге и порождает создание молодежных субкультур. Можно сделать вывод, молодежная субкультура не является инновацией в рамках культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, который в дальнейшем помогает молодежи без особых проблем адаптироваться в условиях общества.
В настоящее время социологи выделяют два вида молодежных субкультур:
1. Формальная молодежная субкультура.
2. Неформальная молодежная субкультура.
Формальная молодежная субкультура (ФМС)- это социальная общность молодых людей, которые построили свои взаимоотношения на формальных социальных связях, на нормах и ценностях, приемлемых в данной группе. Данные объединения не наносят вреда общественным установкам и традициям.
Можно выделить следующие группы ФМС:
1. Общие атрибуты, символика- отражающая суть данной субкультуры, и отличающая её от других.
2. Стихийно возникшие объединения, не постоянны во времени.
3. Внешне организованные группы людей.
4. Общие интересы, увлечения, жизненная позиция.
5. Поведение ФМС не идёт в разрез с принятыми нормами и ценностями в обществе.
Неформальная молодежная субкультура (НМС)-это социальная общность молодых людей,объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых,
традиционных представлений о том или ином общественном явлении.
Общие признаки НМС:
1. Группа выбивается из формализованных структур повседневной жизни.
2. Не вписываются в общепринятые нормы поведения в обществе.
3. Живут в соответствии со своими потребностями, не думая о других.
4. Группы носят ассоциальный характер.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, касаемые молодежной субкультуры как фактора социализации молодежи:
1. Молодежная субкультура носит зачастую развлекательную направленность.
2. Приоритет собственных интересов над интересами других людей.
3. Слабая индивидуализированность членов группы.
4. Культурная самореализация личности.