Недоношенные дети – степени и признаки недоношенности у новорожденного ребенка, особенности организма и поведения. Недоношенные дети Причиной недоношенности будет

Недоношенные дети — дети, родившиеся в сроки от 28 до 37 недель внутриутробного развития и имеющие массу тела ниже 2500 г, длину 45 см и менее. В зависимости от массы тела при рождении различают 4 степени недоношенности: I степень — недоношенные, родившиеся с массой тела 2001—2500 г; II степень — с массой 1501—2000 г; III степень — с массой 1001—1500 г, IV степень — 1000 г и менее. Жизнеспособными считают недоношенного с массой тела при рождении более 500 г, сделавшего хотя бы один вдох. Частота рождения недоношенных детей в различных регионах нашей страны составляет от 6 до 14%.

Этиология . Наиболее частые причины недоношенности: истмико-цервикальная недостаточность, пороки развития матки, экстрагенитальная патология, инфекционные болезни у беременной; патология плода (пороки развития, антенатальная патология, врожденные болезни), патология беременности и родов (токсикоз, иммунологическая несовместимость беременной и плода, преждевременная отслойка плаценты, преждевременное излитие околоплодных вод), а также такие факторы, как профессиональные вредности, возраст беременной моложе 20 и старше 35 лет, вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение).

Анатомо-физиологические особенности . Морфологические признаки. Телосложение недоношенного ребенка непропорциональное, голова относительно большая (1/3 длины тела), мозговой череп по размерам преобладает над лицевым. Кости черепа податливы, швы и малый родничок чаще открыты, ушные раковины мягкие. Пупочное кольцо расположено ближе к лобковому симфизу. Кожа тонкая, подкожная клетчатка практически отсутствует (рис. 1), кожа обильно покрыта первородным пушком — лануго (рис. 2), ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев. У девочек большие половые губы не прикрывают малые, в связи с чем половая щель зияет, у мальчиков яички не опущены в мошонку (рис. 3).

Функциональными признаками недоношенного ребенка являются сниженный мышечный тонус, вялость, слабый крик или писк, недостаточная выраженность или отсутствие глотательного и сосательного рефлексов. Число дыхательных движений варьирует от 36 до 82 в 1 мин, дыхание поверхностное, неравномерной глубины, отмечается удлинение отдельных вдохов и выдохов, респираторные паузы различной продолжительности, судорожные дыхательные движения с затрудненным выдохом (так называемые гаспсы).

Частота сердечных сокращений 140—160 уд/ мин, артериальное давление 75/20 мм рт. ст. Любой раздражающий фактор вызывает учащение сердечных сокращений и повышение АД. В первые дни жизни отмечается функциональное закрытие фетальных коммуникаций (артериального протока и овального отверстия), анатомическое закрытие этих образований происходит лишь на 2—8-й неделе жизни. В течение этого периода может отмечаться сброс крови как слева направо (как правило), так и справа налево (реже) — синдром транзиторного кровообращения. Клинически он проявляется цианозом нижних конечностей у части совершенно здоровых новорожденных. Н.д. склонны к гипотермии, что обусловлено снижением теплопродукции и повышением теплоотдачи Низкая теплопродукция обусловлена незначительным поступлением энергии с пищей, ограничением липолиза, бурого жира, количество которого у недоношенных детей составляет приблизительно 2% от массы тела, что значительно меньше, чем у доношенного. Высокая теплоотдача связана с относительно большей поверхностью кожи (около 0,15 м2 на 1 кг массы тела, тонким слоем подкожной клетчатки.

Емкость желудка в первые 10 дней у недоношенного ребенка составляет 3 мл/кг, умноженное на количество дней. Так, у ребенка 3 дней жизни, родившегося с массой 1500 г, емкость желудка составляет 3х1, 5х3=13,5 мл. Это определяет малый объем назначаемого питания в первые дни жизни. Объем выделяемого желудочного сока у них почти в 3 раза меньше, чем у доношенных сверстников, рН на высоте пищеварения достигает 4,4—5,6. Ферментовыделительная функция кишечника снижена, о чем свидетельствуют низкая концентрация энтерокиназы, щелочной фосфатазы, лактазы, до 21/2 мес. отсутствуют панкреатические ферменты (амилаза, липаза, трипсин) или содержание их резко снижено.

Эндокринные железы к моменту рождения недоношенного ребенка структурно дифференцированы, однако их функциональные возможности в период адаптации к новым условиям окружающей среды ограничены.

Функциональными особенностями почек у Н.д. являются низкий объем клубочковой фильтрации (19,4 мл/мин?м2), пониженная канальцевая реабсорбция воды (95,9—96,4%), почти полная реабсорбция натрия, слабая реакция на введение осмодиуретиков, несовершенство почечной осморегуляции и поддержания кислотно-щелочного равновесия. Суточный диурез к концу первой неделижизни колеблется от 58 до 145 мл, частота мочеиспускании составляет 8—13 раз в сутки.

Выраженность врожденных рефлекторных реакций зависит от степени недоношенности. Преобладание подкорковой деятельности проявляется склонностью к хаотичным движениям и общим вздрагиваниям. Это объясняется морфологической и функциональной незрелостью ц.н.с. Так, при рождении отмечается сглаженность борозд коры большого мозга, слабая дифференцировка серого и белого вещества, относительно бедная васкуляризация подкорковых зон. Характерна также быстрая истощаемость процессов высшей нервной деятельности. В цереброспинальной жидкости Н.д. — выраженная ксантохромия, высокий цитоз (до 80 клеток в 1 мкл) преимущественно лимфоцитарного характера.

Особенности адаптации к новым условиям окружающей среды . Укорочение периода внутриутробного развития и связанная с этим морфологическая и функциональная незрелость многих жизненно важных органов и систем определяют особенности течения периода адаптации к условиям внеутробной жизни, оказывают существенное влияние на уровень перинатальной заболеваемости и смертности. Понятие «зрелость» тесно связано с понятием «гестационный возраст» — истинный возраст ребенка с момента зачатия до рождения. Знание гестационного возраста позволяет оценить характер внутриутробного развития плода. Его можно установить как в антенатальном, так и в постнатальном периоде. В антенатальном периоде сведения о гестационном возрасте получают путем исследования амниотической жидкости, состав которой отражает степень развития отдельных систем организма плода. Особенно важное значение имеет степень зрелости дыхательной системы; ее устанавливают на основании содержания в альвеолах сурфактанта. Снижение его приводит к развитию респираторного дистресс-синдрома (см. Дистресс-синдром респираторный новорожденных). Определяют также размеры плода с помощью ультразвукового исследования с последующим расчетом по специальным таблицам.

В постнатальном периоде гестационный возраст рассчитывают по шкале Дубовича, которая включает оценку состояния новорожденного на основании 11 соматических признаков (табл. 1). Каждый из признаков оценивается в баллах от 0 до 4. Полученная сумма баллов соответствует определенному сроку беременности. Точное знание гестационного возраста позволяет разделить недоношенных на две группы: соответствующие по развитию сроку беременности и отстающие в развитии (по отношению к сроку беременности); дифференцированно подойти к решению вопроса о методах выхаживания, профилактики и лечения патологических состояний у недоношенных детей.

Перинатальная и неонатальная смертность и заболеваемость у новорожденных «малых для срока» в 3—8 раз превышают таковые у детей, родившихся в срок с нормальной массой тела. Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем напряженнее и дольше протекает процесс адаптации к условиям внеутробной жизни. Клинически он характеризуется синдромами нарушения мозгового кровообращения I—II—III степени, дыхания, желтушным и отечным; частота выявления этих синдромов колеблется от 67 до 100%. Чаще имеет место сочетание синдромов, каждый из которых усугубляет течение другого. К концу первых — на вторые сутки жизни появляется желтуха, интенсивность которой нарастает к 5—8-м суткам жизни и сохраняется до 2—3 нед. Почасовой прирост билирубина у недоношенного ребенка не должен превышать 1,7 мкмоль/л. Корреляций между интенсивностью желтухи и степенью гипербилирубинемии, так же как между последней и вероятностью поражения ядер головного мозга непрямым билирубином, нет. Н.д. склонны к отекам подкожной клетчатки, а на фоне развития патологических состояний (например, переохлаждение) может отмечаться склерема и (или) склередема. Возможно появление физиологической эритемы, которая характеризуется интенсивностью окраски кожи; токсическая эритема (см. Эритема токсическая новорожденных) обнаруживается редко. Транзиторная лихорадка не наблюдается, но при нарушении режима выхаживания возможна гипертермия вследствие перегревания. Половой криз, мочекислый инфаркт встречаются значительно реже, чем у доношенных и степень их выраженности более слабая. Транзиторный дисбактериоз отмечается у недоношенных детей, не получающих грудного молока, а также у находящихся на антибактериальной терапии. В связи с незрелостью сурфактантной системы легких у Н.д. отмечается высокая частота развития пневмопатий-ателектазов, болезни гиалиновых мембран, отечно-геморрагического синдрома (см. Дистресс-синдром респираторный новорожденных). Неблагоприятное течение антенатального периода, приводящее к внутриутробной гипоксии, осложнения в родах, дефицит витамина К у недоношенных детей способствуют возникновению у них внутричерепных кровоизлияний, причем их частота увеличивается пропорционально уменьшению гестационного возраста. В связи с ограничением функциональных возможностей эндокринной системы у Н.д. чаще отмечаются надпочечниковая недостаточность, транзиторные гипотиреоз и гипопаратиреоз. Для Н.д. характерен физиологический метаболический ацидоз, с 4—5 сут. жизни появляются разнонаправленные реакции кислотно-щелочного равновесия: внеклеточный ацидоз и внутриклеточный алкалоз. Нормализация кислотно-щелочного равновесия происходит замедленно, и при любом повреждающем воздействии легко возникает метаболический ацидоз. Для Н.д. характерны сдвиги в электролитном составе сыворотки крови — гипокальциемия, гипо- или гипермагниемия, уровень натрия выше, чем у доношенных детей, и составляет 140—155 ммоль/л. В первые 3—4 дня жизни сохраняется гипогликемия в пределах 2—2,5 ммоль/л. Только к 2-недельному возрасту уровень глюкозы стабилизируется на уровне 3 ммоль/л.

Особенности физического и нервно-психического развития . Потеря массы тела у недоношенных детей в первые дни жизни составляет 5—12% по отношению к массе тела при рождении, масса тела восстанавливается к 12—14-м суткам жизни. Средняя прибавка массы тела у Н.д. с относительно благоприятным течением периода адаптации за первый месяц жизни зависит от степени недоношенности (при недоношенности I—II степени — 250—350 г, при III—IV степени — 180—200 г). В дальнейшем интенсивность увеличения массы тела возрастает: к 3 мес. она удваивается; к 5 мес. — утраивается, к 1 году — увеличивается в 4—10 раз. Окружность головы в первые 3 мес. жизни увеличивается на 11/2—3 см ежемесячно, в дальнейшем на 1—11/2 см в 1 мес. и к 1 году становится больше на 12—19 см. На первом году жизни Н.д. растут более интенсивно, чем доношенные дети (ежемесячная прибавка в росте составляет 2,5—4 см). Однако за первый год жизни рост увеличивается на 25—44 см и достигает к 1 году в среднем 73 см, т. е. несколько отстает от роста доношенных детей. Лишь приблизительно к 2—3 годам почти все дети, родившиеся раньше срока, догоняют своих доношенных сверстников по основным параметрам физического развития (массе тела и росту), а в возрасте 8—10 лет различий по указанным показателям физического развития между этими группами детей, как правило, вообще нет. У детей с I—II степенью недоношенности зубы прорезываются с 6—9 мес., а с III—IV степенью недоношенности — с 8—10 мес.

Особенности нервно-психического развития Н.д. определяются характером течения антенатального и постнатального периодов, объемом корригирующей терапии, проводимой в этот период. В связи с полиморфизмом факторов, оказывающих патологическое действие в антенатальный и постнатальный периоды развития плода и новорожденного, у Н.д. могут наблюдаться неврологические изменения различной степени выраженности. К основным синдромам следует отнести; вегетососудистые расстройства, астеноневротические состояния, гипертензионно-гидроцефальный и судорожный синдромы (рис. 4), детский церебральный паралич.

Интеллектуальное развитие Н.д. не всегда коррелирует со степенью выраженности неврологической патологии. Это указывает на необходимость более внимательного дифференцированного подхода к этим детям как невропатологов, так и детских психиатров. Медико-педагогическую коррекцию необходимо проводить исходя из средних показателей нервно-психического развития. Для Н.д. характерно значительное запаздывание, по сравнению с доношенными сверстниками, становления статических и моторных функций: пытается удержать голову лежа на животе в 2—4 мес., хорошо удерживает голову вертикально в 4—6 мес., переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке в 6,5—7 мес., переворачивается с живота на спину в 7—81/2 мес., сам садится и ложится, встает, держась за барьер, в 9—12 мес., самостоятельно стоит в 11—13 мес. У недоношенных детей отмечается также задержка становления речи,как лепетания, так и фразовой: начало гуления — в 31/2—5 мес., подолгу гулит с 51/2—71/2 мес.; начало лепетания — в 61/2—8 мес., подолгу лепечет в 8—10 мес., громко произносит слоги в 91/2—12 мес., повторяет различные слога за взрослыми с 10—121/2 мес., произносит первые слова в 11—141/2 мес. Нередко может отсутствовать аппетит, отмечаются повторные срыгивания и рвота, нарушается ритм сна и бодрствования.

Задержка психического развития ребенка, родившегося раньше срока, может усугубляться нарушением функции сенсорных органов. Так, патология органа зрения (миопия различной степени выраженности, астигматизм, косоглазие, глаукома) встречается у 21—33% недоношенных детей; у 3—4% Н. д. обнаруживается тугоухость различной степени; снижение слуха может нарастать за счет частых повторных острых респираторных вирусных инфекций и других заболеваний (например, отита, аденоидов II—III степени). С возрастом клинические проявления психоневрологических симптомов могут исчезнуть или претерпевают редукцию, оставаясь к 4—7 годам лишь в виде легких резидуально-органических знаков поражения ц.н.с. Однако возможно и их неблагоприятное течение с формированием стойких и сложных психопатологических синдромов.

Особенности ухода . Температура воздуха в палате, где находятся Н.д., должна быть 25°, влажность 55—60%. При необходимости для выхаживания используют закрытые кувезы (рис. 5). Температура в кувезе зависит от массы тела ребенка и составляет 34,8—32°. В первые дни жизни влажность поддерживается в пределах 90—95%, с 3—4-го дня ее постепенно снижают, доводя до 50—60% к концу 1-й недели. Уровень оксигенации подбирают индивидуально. Перевод недоношенного ребенка в другие стационары должен осуществляться специальной машиной, снабженной кувезом с подачей кислорода и всем необходимым оборудованием для проведения реанимационных мероприятий. Выписка детей из стационара производится при достижении ребенком массы тела 2500 г. Детей с энцефалопатией целесообразно переводить в специализированное отделение реабилитации.

Вскармливание . Сроки первого кормления зависят от состояния ребенка, гестационного возраста; оно проводится через 6—9 ч, если ребенок родился в сроки от 32 до 37 нед., и через 12—36 ч, если ребенок родился в срок менее 32 нед. В последнем случае с первых часов жизни детям парентерально вводят 10% раствор глюкозы. Дети с массой тела более 1800 г могут быть приложены к груди, детей с массой тела менее 1800 г вскармливают через соску, а при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов через зонд. Физиологическая кратность кормлений 7—8 раз в сутки, а глубоконедоношенных III и IV степени недоношенности — 10 раз. Количество молока, необходимое для кормления в первые 10 дней жизни, вычисляется по формуле: 10 ккал х масса тела (кг) х сутки жизни. До 14 сут. жизни ребенок получает 100—120 ккал/кг, к 1-му месяцу и старше (до 1 года) — 135—140 ккал/кг. Потребность в белках при естественном вскармливании 2,5 г/кг, при смешанном и искусственном 3,5—4 г/кг. Соки вводят с 14-го дня жизни. Суточная «ость в жидкости определяется возрастом ребенка, составляя в первые двое суток 30 мл/кг, на третьи сутки — 60 мл/кг массы, на 4—6-е сутки — до 80 мл/кг, 7—8-е — 100—200 мл/кг, к 2-недельному возрасту — 140—160 мл/кг. Докорм Н.д. при смешанном и искусственном вскармливании осуществляют адаптированными молочными смесями «Семилак», «Детолакт», «Линолакт» и кисломолочными — «Малютка», «Малыш». Используют также смеси «Биолакт», «Наринэ». Коррекцию дефицита белка проводят добавлением необходимого количества цельного кефира, а после 4 мес. жизни — творога. Перевод на смешанное вскармливание осуществляют постепенно с 3—31/2—4 мес. Последовательность введения того или иного вида прикорма та же, что и у доношенных детей — овощное пюре, каша, мясо-гаше и т.д. (см. Грудной ребенок).

Особенности течения различных болезней . Чаще у Н.д. отмечаются пневмония, рахит, анемия, сепсис. Пневмония развивается, как правило, на фоне пневмопатии, в связи с чем необходимо выявление факторов риска, свидетельствующих о внутриутробной инфекции. Для пневмонии не характерна гипертермия, физикальные данные скудные, симптомы дыхательной недостаточности и токсикоза нарастают постепенно и особенно выражены при бактериально-вирусной природе заболевания.

Клинические проявления рахита у Н.д. могут отмечаться уже с 11/2—2 мес.; при этом характерны костные изменения — выраженность лобных и теменных бугров, утолщение концов ребер (четки), расширение нижний апертуры грудной клетки, в возрасте 2—3 мес. появляется гарисонова борозда, нарушается время и порядок прорезывания зубов. Несколько позже, чем у доношенных, отмечается грубая деформация трубчатых костей, рахитический горб. Для глубоко-недоношенных детей характерно острое течение рахита, при котором начальный период очень быстро переходит в период разгара болезни. Быстро нарастают симптомы поражения ц.н.с. и других систем. Подострое течение рахита характеризуется медленным и постепенным развитием заболевания с преобладанием симптомов остеоидной гиперплазии. Нередко отмечается рецидивирующее течение рахита, что может быть связано с частыми заболеваниями, нерациональным питанием, нарушением ухода и режима.

Анемия у Н.д. в первые 2—3 мес. жизни (ранняя анемия) обусловлена повышенным гемолизом эритроцитов, функциональной недостаточностью кроветворного аппарата. Развитие анемии у Н.д. старше 3 мес. (поздняя анемия) носит почти всегда железодефицитный характер. Важное значение имеет также дефицит белка, витаминов, микроэлементов. Клинические проявления анемии определяются степенью ее тяжести.

Для Н.д. характерна высокая частота гнойно-септических заболеваний, причем с уменьшением гестационного возраста вероятность развития сепсиса повышается; при этом основным этиологическим фактором является грамотрицательная условно-патогенная микрофлора; процесс вялотекущий. Наряду с септицемией часто выявляют септикопиемию (гнойный менингит, остеомиелит, язвенно-некротический энтероколит).

Профилактику рахита у Н.д. начинают с 8—10 сут. жизни. Назначают спиртовой раствор витамина D (0,5% раствор эргокальциферола в спирте); 1 мл раствора содержит 200 000 ME, 1 капля — около 4000 ME витамина D. Назначают по 1 капле 2 раза в день. Курсовая профилактическая доза составляет 250 000 — 300 000 ME. Контроль за содержанием кальция в организме осуществляют с помощью пробы Сулковича 1 раз в 10 дней. Профилактика анемии не отличается от таковой у доношенных.

В комплексе профилактических мероприятий особое место принадлежит лечебной физкультуре, закаливающим процедурам. Матери всех Н.д. должны быть проинструктированы о необходимости постоянного проведения лечебной физкультуры (5—7 раз в день) перед кормлением по 5—10 мин, которую при отсутствии противопоказаний необходимо начинать в возрасте 3—4 нед. В возрасте 4—6 нед. начинают проводить массаж передней брюшной стенки. Купание здоровых Н.д. начинают с 2-недельного возраста; температура воды 36° с последующим постепенным снижением ее до 32°. Прогулки с Н.д. в теплый весенне-осенний период и летом осуществляются с 2—3-недельного возраста, а с глубоко недоношенными детьми — с 2-месячного возраста. Зимой прогулки разрешаются в возрасте не менее 3 мес. при температуре не ниже 7—10°.

Медицинское обслуживание недоношенных детей в поликлинике . Участковый педиатр проводит осмотр Н.д. 1 раз в 2 нед. в первом полугодии и 1 раз в месяц во втором полугодии жизни. Невропатолог осматривает ребенка, родившегося раньше срока после выписки из стационара, а в дальнейшем в зависимости от характера клинических проявлений со стороны ц.н.с. от 1 до 3 раз в квартал в течение первого года жизни. В каждом конкретном случае решается вопрос о целесообразности госпитализации ребенка в специализированное отделение реабилитации. Консультативные осмотры офтальмолога проводят 1 раз в 3 мес., оторино-ларинголога — 1 раз в 6 мес., хирург и ортопед осматривают всех Н.д. в возрасте 1 и 3 мес. Во втором полугодии жизни необходима консультация логопеда и детского психиатра.

Профилактические прививки целесообразно проводить на втором году жизни после консультации педиатра и невропатолога, для прививок используют ослабленные вакцины.

При выявлении при оценке физического развития у ребенка, родившегося недоношенным, дефицита роста требуется консультация эндокринолога, дефицита массы тела — гастро-энтеролога. Во все возрастные периоды (1—3 года, 4—5 лет, 6—8 лет) необходима оценка психофизических показателей здоровья, что позволяет решить вопрос о гармоничности развития ребенка, адекватности проводимой медикаментозной, психологической и социально-педагогической коррекции. Очень важно оценить возможности ребенка при поступлении его в школу. При наличии противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе дается заключение о направлении его в специализированную школу.

  • Недоношенные дети: какой ребенок считается недоношенным, реабилитация и выхаживание, особенности развития, мнение врача-педиатра - видео
  • Реабилитация недоношенных детей: врачи используют гамаки - видео

  • Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!


    У вас родился недоношенный малыш? Разумеется, вы волнуетесь и задаетесь массой вопросов, ответы на которые, увы, не всегда получаете своевременно. Между тем, зная "слабые" места малютки, вы легче справитесь со многими ситуациями - например, кормлением или купанием. Да и не вызовет беспокойства небольшой набор веса либо некоторое отставание крохи в развитии от сверстников.

    К тому же помните, что любой прогноз медиков отнюдь не является окончательным "приговором". Нередко малыши, казалось бы, с благоприятными данными, погибают или отстают в развитии, а детки с мрачными перспективами выживают и растут здоровыми вопреки всему.

    Итак, вы хотите узнать всё о недоношенных детях ? Мы расскажем вам об особенностях физиологии, развития, выхаживания, кормления и восстановительного лечения младенцев , родившихся намного раньше предполагаемого срока.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

    Ребенок считается недоношенным, если он родился на сроке от 22 до 37 недель беременности (гестации) с весом от 500 до 2500 граммов и ростом от 25 до 40 сантиметров.

    День недоношенного ребенка

    Отмечается 17 ноября, который установлен в 2009 году Европейским фондом заботы о новорожденных пациентах.

    Степени недоношенности

    Определяются в зависимости от веса и числа полных недель беременности (гестации) на момент родов .

    I степень

    Малыш рождается в 34-36 недель и 6 дней с весом от 2001 до 2500 граммов. Ребенок вполне зрелый и самостоятельно жизнеспособен. Поэтому, как правило, не требуется создание особых условий. Однако иногда необходимо лечение и выхаживание - например, при затяжной желтухе, травме во время родов и некоторых других состояниях.

    II степень

    Ребенок рождается в 31-33 недели и 6 дней с весом от 1501 до 2000 граммов. Обычно младенец быстро адаптируется к новым условиям жизни при оказании своевременной медицинской помощи, а также создании соответствующих условий ухода и вскармливания.

    III степень

    Очень ранние роды в 28-30 недель беременности с весом ребенка от 1001 до 1500 граммов. Многие из таких деток выживают, но в дальнейшем нуждаются в длительном восстановительном лечении и наблюдении у врачей разных специальностей. Иногда некоторые малыши имеют различные заболевания, врожденные пороки развития или генетические отклонения.

    IV степень

    Роды до 28 недель беременности с экстремально низким весом ребенка до 1000 граммов. Кроха незрелый и совершенно не готов к новым условиям. Каждый пятый младенец рождается живым, но вероятность выживания крайне низкая. К сожалению, многие дети погибают, не дожив до месячного возраста: из родившихся до 26 недель - 80-90% малышей, на 27-28 неделе - 60-70%.

    Более того, такие детки обычно имеют многочисленные тяжелые заболевания и/или врожденные пороки развития, что значительно ухудшает прогноз. Родителям объясняется дальнейшая вероятная судьба крохи и необходимость длительного выхаживания. Окончательное решение о ведении глубоко недоношенного ребенка рекомендуется принимать совместно с акушером -гинекологом , неонатологом и родителями.

    Признаки недоношенности

    Зависят от числа полных недель беременности (срока гестации) к моменту рождения.

    Умеренная, или I-II степень недоношенности

    Малыш в основном активный , двигает ручками и ножками, но мышечный тонус у него несколько понижен.

    Сердечно-сосудистая система недоношенных детей

    Внутриутробно у плода имеется особое кровообращение. Дело в том, что легкие не участвуют в дыхании, а кислород поступает в кровь из сосудов плаценты . Артериальная кровь, попав в кровеносные сосуды малыша, смешивается с венозной кровью и вновь распределяется по организму.

    Такой процесс возможен благодаря отверстиям, или шунтам, между камерами сердца и крупными сосудами.

    У доношенного ребенка после первого вдоха закрываются вспомогательные отверстия. Так устанавливается кровообращение новорожденного, обеспечивая поступление к органам и тканям артериальной крови.

    По причине незавершенного созревания тканей у недоношенного малыша такая перестройка происходит значительно позднее. Кроме того, этот процесс затягивается еще и в силу увеличения нагрузки на сердце и сосуды: проведение реанимации (оживления) в родильном зале, искусственная вентиляция легких, внутривенное вливание растворов.

    Недоношенный малыш нередко имеет врожденные пороки сердца , значительно ухудшающие его состояние.

    Ребенок, рожденный раньше предполагаемого срока, чутко реагирует на внешние раздражители (прикосновение, громкий звук) учащением частоты сердечных сокращений и повышением артериального давления .

    Эндокринная система недоношенного ребенка

    Недостаточно вырабатывается корой надпочечников кортизол - гормон, необходимый для приспособления малыша к жизни вне утробы и обеспечения адекватной реакции на стресс (роды). При надпочечниковой недостаточности состояние ребенка быстро ухудшается: резко падает артериальное давление и уменьшается количество мочи, понижается температура тела .

    Временно уменьшена функция щитовидной железы (транзиторный гипотиреоз), что ведет к замедлению обмена веществ у малыша. Состояние проявляется склонностью к отекам , затяжной желтухе, плохому набору веса и различными нарушениями дыхания.

    Половые железы вырабатывают гормоны в недостаточном количестве, поэтому половой криз не выражен:

    • У девочек умеренно увеличиваются молочные железы и набухают половые губы, а кровянистые выделения из половых органов не выражены либо отсутствуют.
    • У мальчиков может незначительно набухать мошонка и половой член.

    Пониженный уровень сахара в крови (гипогликемия)

    Часто возникает в первые 3-5 дней жизни, что обусловлено несколькими факторами:

    • Недостаточными запасами гликогена - форма хранения глюкозы в клетках.
    • Пониженной выработкой поджелудочной железой ферментов, что уменьшает расщепление и всасывание глюкозы из кишечника и желудка.
    • Повышенным синтезом в поджелудочной железе инсулина - гормона, способствующего проникновению глюкозы в клетки.
    Норма глюкозы для новорожденных - от 2,8 до 4,4 ммоль/л.

    В чем опасность гипогликемии? Нарушается созревание нервной ткани, в будущем возможно возникновение эпилептических припадков (судорог) и умственной отсталости.

    Иммунная система недоношенных

    Имеется и положительный момент в такой работе иммунной системы: у некоторых малышей несколько понижается риск развития аллергических реакций после рождения.

    Однако, по мере взросления, наоборот, ребенок становится более восприимчивым к

  • Быстрым разрушением после рождения фетального, или плодового гемоглобина (соединение белка с железом - для переноса кислорода), находящегося в эритроцитах (красных кровяных клетках).
  • Незрелым костным мозгом , не успевающим формировать новые эритроциты.
  • Имеется высокий риск кровотечений с первых минут жизни, поскольку:
    • Понижен уровень витамина К, который участвует в образовании белков и некоторых факторов крови (например, протромбина), ответственных за нормальное свертывание крови.
    • Уменьшена способность тромбоцитов (клеток крови) склеиваться и образовывать тромбы.

    Желтуха у недоношенных

    Внутриутробно у плода образуется фетальный гемоглобин , переносящий больше кислорода к органам и тканям, что необходимо в условиях смешанного кровообращения.

    После рождения фетальный гемоглобин быстро разрушается, образуя билирубин - токсичный пигмент, который с кровью разносится по организму, окрашивая кожу и слизистые крохи в желтый цвет. Билирубин связывается со специальными белками, которые вырабатываются в печени , затем выводится из организма.

    У доношенного ребенка уровень билирубина редко достигает высоких цифр и выводится из организма в течение нескольких дней или двух недель.

    У недоношенного малыша этот процесс затягивается в силу незрелости печени, недостаточной выработкой желчных кислот, узких желчных протоков печени и желчного пузыря.

    Повышение уровня билирубина опасно, поскольку он, будучи токсичным веществом, приводит к нарушению дыхания в клетках и образованию белков. Больше всего билирубин "любит" жировые клетки и нервную ткань.

    Физиологическая потеря массы тела

    После рождения все малыши "худеют" по нескольким причинам:

    • Во время родов усиливается обмен веществ в организме и потребление тканями энергии.
    • Роды - стресс для ребенка, приводящий к потере жидкости с потом и дыханием.
    • Отходит первородный стул - меконий.
    Доношенный кроха теряет 5-8% от первоначального веса, недоношенный - 5-15%.

    Потери извне ребенку восполнить нечем, поскольку в организм поступает недостаточно молозива и энергии. Малыш начинает потреблять собственные "запасы" из бурого жира, накопленного во время внутриутробного развития.

    Восстановление массы тела происходит в разные сроки. У доношенных детей - к 7-10 дню жизни. При умеренной степени недоношенности - обычно после второй недели жизни, при глубокой - третьей-четвертой недели. На процесс влияют многочисленные факторы: условия выхаживания и вскармливания, наличие или отсутствие заболеваний и некоторые другие моменты.

    Мочевыделительная система

    Обмен солей и воды у недоношенных детей нестабилен, поэтому они в одинаковой степени склонны как к образованию отеков, так и обезвоживанию . Кроме того, почечная ткань, в которой происходит образование мочи, также незрелая, что еще больше способствует задержке воды в организме.

    Поэтому у недоношенных детей часто развиваются ранние отеки - еще во время внутриутробного развития, в первые часы или дни жизни. Они мягкие, распространяются по всему телу и исчезают на первой-второй неделе жизни.

    Поздние отеки возникают на второй-третьей неделе жизни, свидетельствуя о проблемах с питанием , уменьшением количества белка в организме или наличием у ребенка заболевания. Отеки плотные на ощупь, располагаются в нижней трети живота, стопах, голенях и лобке.

    Учитывая особенности органов и тканей, недоношенный ребенок нуждается в помощи для приспособления к новым условиям жизни и выживания.

  • Калькуляторы беременности. Расчет срока беременности. Календарь беременности по неделям. Как рассчитать предполагаемую дату родов?
  • Недоношенные дети – этапы выхаживания по неделям, правила кормления, набор веса, наблюдение у врачей. Какие прививки делать недоношенному ребенку
  • Недоношенный ребенок рождается не способным к существованию вне утробы мамы. Как правило, он не может самостоятельно дышать, есть, приспосабливаться к смене температуры. То, как быстро малыш адаптируется к новым условиям зависит от срока недоношенности. Существует две степени недоношенности , о которых мы поговорим ниже.

    Умеренная степень

    Особенности строения внутренних органов и морфологических признаков при этой степени недоношенности следующие:

    Глубокая степень

    Ей присущи следующие качества:

    При умеренной степени прогнозы по выживаемости более положительные, чем при глубокой, так как у таких детей многочисленные пороки развития, а также несколько тяжелых заболеваний. Выходить таких младенцев очень тяжело.

    Важно! Иногда бывает так, что недоношенные дети, родившиеся на одинаковой неделе, отличаются по уровню развития. Поэтому следует отметить, что критерии степеней недоношенности условные.

    Таблица отличий от доношенного новорожденного

    Есть такое понятие, как зрелость плода. Она предполагает, что малыш внутри утробы уже сформировался настолько, чтобы обеспечить себе существование вне ее. По таблице ниже можно увидеть критерии, по которым можно понять, чем отличается доношенный ребенок от рожденного раньше срока.

    Показатель Недоношенный ребенок Доношенный ребенок
    Срок рождения до 37 недель после 37 недель
    Вес 800-2500 гр 2501-6000 гр
    Рост 40-46 см 46-60 см
    Цвет кожи темно-красный розовый
    Пропорции тела головка больше относительно туловища, конечности – меньше головка и конечности пропорциональны туловищу
    Рефлексы неразвиты или слабо выражены присутствуют условные и безусловные рефлексы
    Терморегуляция несовершенна или отсутствует оптимальная реакция на смену температуры окружающей среды
    Активность слабая или отсутствует активно шевелит конечностями
    Волосяной покров присутствует густой пушок иногда присутствует редкий пушок, чаще волосяной покров при рождении остается только на голове
    Половые органы практически всегда недоразвиты развиты в соответствии с нормами возраста
    Подкожно-жировой слой может быть несильно развит на лице, в жировых тельцах щек жировая клетчатка имеется на лице, конечностях, груди, спине
    Ногти мягкие, недоросшие до конца пальца сформированные
    Крик слабый или отсутствует четкий и громкий

    Обновление: Октябрь 2018

    Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37 неделе беременности и ранее. Чаще всего причиной преждевременных родов бывает инфекция, болезнь матери или патология плаценты. Это также сказывается на здоровье малыша, поэтому к уходу за таким ребенком нужно относиться с особым вниманием. Все дети, родившиеся раньше срока, делятся на группы в зависимости от массы тела:

    • Экстремально низкий вес: менее 1000 г
    • Очень низкий вес: от 1000г до 1500г
    • Низкий вес: от 1500 до 2500г (чаще на 34-37 неделе)

    Как оценивать возраст недоношенных малышей?

    Возраст преждевременно родившегося малыша оценивается так же, как и у родившегося в срок. То есть от первого дня с рождения. Но для оценки психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам используют так называемые поправки на недоношенность. Например, годовалый малыш, рожденный на 3 месяца раньше срока (в 28 недель), будет оцениваться как 9-месячный ребенок. Требования по психическому и физическому развитию будут предъявляться к нему именно по возрасту 9 месяцев, а не 12. Такую систему используют до достижения ребенком возраста 2 лет.

    Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

    Дыхательные расстройства

    • Респираторный дистресс-синдром
    • Врожденная пневмония
    • Недоразвитие легких
    • Периодические остановки дыхания (апноэ)

    Незрелость дыхательной системы при недоношенности – частое явление. Отсутствие сурфактанта — специального вещества, выстилающего легкие — приводит к слипанию и невозможности сделать вдох. Дети легче 1000 г в принципе не способны дышать самостоятельно после родов и требуют подключения к ИВЛ. Нередко у малышей случаются эпизоды апноэ – длительные перерывы в дыхании. Проходят они обычно к возрасту, равному 36 неделям беременности, а до этого требуют усиленного контроля.

    Изменения крови

    • Анемия
    • Желтуха
    • Кровоизлияния в кожу, печень, надпочечники
    • Дефицит витамина К

    Обычная желтуха новорожденных, связанная с распадом плодового гемоглобина, протекает у недоношенных чуть дольше. Максимум приходится на 5 сутки, к 10 дню в норме желтушность кожи исчезает. Если это состояние физиологичное, то оно не представляет для малыша опасности. Если уровень вызывающего желтуху билирубина превышает допустимое значение, то возникает риск поражения мозга. В таких случаях врачи используют фототерапию.

    Еще одна частая проблема «поторопившихся» малышей – это анемия. Она развивается в возрасте 1-3 месяца. Проявления ее многообразны: бледность, плохая прибавка веса, пониженная активность, нарушение работы сердца. В некоторых тяжелых случаях детям требуется переливание крови. Но большинству новорожденных достаточно давать препараты железа до 1-1,5 лет.

    Желудочно-кишечные патологии

    • Дискинезии
    • Некротический энтероколит

    Одно из самых опасных и стремительных состояний маловесных недоношенных детей — некротический энтероколит. В основе его лежит отмирание части кишки с воспаление брюшины. Чаще всего болезнь развивается в первые 2 недели жизни, проявляясь кровью в стуле и общим ухудшением состояния. В зависимости от объема отмершей кишки исход может быть разным. При обширном некрозе требуется удаление этой части кишечника, что сопряжено с высокой смертностью и проблемами со здоровьем в будущем. Легкие случаи не вызывают серьезных осложнений.

    Проблемы нервной системы

    • Внутрижелудочковые кровоизлияния (в мозг)
    • Гипоксически-ишемические поражения мозга
    • Судороги
    • Патология сетчатки глаз
    • Глухота
    • Слабость мышц

    Незрелость кровеносных сосудов у «ранних» детей приводит к повышенному риску кровоизлияний в мозг. Этот риск тем выше, чем ниже масса тела при рождении. Большая часть таких кровотечений происходит в первые несколько суток жизни. Ребенок становится вялым, как «тряпичная кукла», сонным, возникают остановки дыхания даже коматозные состояния. Для диагностики используют УЗИ мозга, при необходимости – компьютерную томографию. Лечение возможно только симптоматическое. Прогнозы при кровоизлиянии варьируют от летального исхода и тяжелых поражений мозга до легкой задержки развития или полного выздоровления.

    Кислородное голодание при недоношенности также оказывает на мозг пагубное влияние. В зависимости от времени и тяжести гипоксии итогом может стать ДЦП, слабоумие, легкая задержка психомоторного развития или полное отсутствие последствий.

    Нарушения сердечно-сосудистой системы

    • Функционирующий артериальный проток
    • Нестабильность артериального давления

    Другие проблемы

    • Склонность к низкой температуре тела
    • Уязвимость перед инфекциями
    • Отеки

    Поддержание температурного режима

    Сразу после рождения для недоношенного малыша с низкой массой тела создают специальные условия. Их помещают в кувезы, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Доказано, что выживаемость таких детей повышается, если им не приходится тратить свои силы на согревание. Обычно выписка домой происходит после достижения ребенком определенного веса и, соответственно, способности регулировать температуру. Но все равно в комнате, где будет находиться малыш, должно быть комфортно: не жарко и не холодно, а влажность воздуха должна достигать 60%.

    Питание новорожденных

    Чем раньше родился малыш, тем больше вероятность, что первое время он не сможет сосать молоко самостоятельно. Если у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела случаются операции на кишечнике, инфекция с диареей и рвотой, то единственный выход подержать организм – парентеральное питание. В таких случаях все необходимые вещества вводят ребенку через вену. После улучшения начинают кормление грудным молоком через зонд. Когда ребенок достаточно окрепнет, научиться координировать сосательные движения, наступает черед соски или даже прикладывания к груди. Объемы молока должны контролироваться, чтобы избежать срыгивания излишков и попадания их в легкие. Частота кормлений обычно составляет 8-10 раз в сутки. Если малыш «расходует» за день 6-8 подгузников, значит молока ему хватает.

    Грудное вскармливание

    Важность грудного вскармливания для детей, родившихся раньше срока, невозможно переоценить. Защитные антитела и легкоусвояемые белки, содержащиеся в молозиве и молоке, помогают детям окрепнуть и противостоять инфекциям. Но так как потребность в некоторых элементах и витаминах у таких малышей больше, чем у здоровых, то приходится добавлять их в рацион ребенка дополнительно.

    Молочные смеси

    При невозможности грудного вскармливания по разным причинам в связи с незрелостью пищеварительного тракта, частыми срыгиваниями и особыми потребностями недоношенных детей кормят специальными смесями:

    • Беллакт ПРЕ
    • Нутрилак Пре
    • Пре Нан
    • Пре-Нутрилон
    • Симилак NeoSure
    • Симилак SpecialCare
    • Фрисопре
    • Хумана 0-НА жидкая

    Прикорм для недоношенных малышей

    Введение прикорма также имеет свои особенности. Если обычным малышам рекомендовано вводить овощи или каши с 6 месяцев, то для детишек от преждевременных родов учитывают поправку на недоношенность. То есть родившемуся на 1,5 месяца раньше срока ребенку вводят прикорм в 7,5 месяцев от рождения. Но нет необходимости соблюдать эти сроки с точностью до недели. Гораздо важнее ориентироваться на готовность и желание малыша пробовать новую еду (см. ).

    Признаки готовности к прикорму:

    • Стихание рефлекса выталкивания (малыш не выталкивает язычком любой предмет, попавший в рот)
    • Утроение веса с момента рождения (тогда как для родившихся в срок достаточно удвоения)
    • Недостаточность грудного вскармливания
    • Активный интерес к пище взрослых

    Остальные правила прикорма аналогичны таковым при рождении в срок. Начинают введение новых продуктов с каш (если вес набирается плохо) или овощей (если с весом все в порядке).

    Кальций и витамин D

    Малыши, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела, подвержены и витамин D в крови. Результатом может стать рахит, остеопороз и патологические переломы. Для профилактики таких состояний детям назначают препараты витамин D (Аквадетрим в дозе 300-500 МЕ в день), а зачастую и кальция с фосфором.

    Симптомы дефицита витамина D:

    • рахитические четки (утолщения на ребрах, похожие на овальные четки)
    • маленькие прибавки веса
    • снижение кальция в крови
    • искривление ног

    Препараты железа

    Почти всем недоношенным детям рекомендуют давать препараты железа (Актиферрин, Феррум-лек и другие) до достижения ими 1-1,5 лет. Дозировка рассчитывается по формуле: 2мг препарата на каждый килограмм. Количество железа может быть скорректировано врачом в зависимости от состояния малыша.

    Вес ребенка

    Если малыш не имеет серьезных проблем со здоровьем, то по достижении веса 1800-2000г его могут выписать домой. Лучше всего заранее приобрести весы для новорожденных, чтобы контролировать прибавки массы один раз в 1-2 недели (но не каждый день). В среднем ежедневный прирост веса должен составлять 15-30г на кг в день. Особенно важно это для детей, плохо берущих грудь. В случае нормального питания низкие прибавки могут говорить об анемии или проблемах с пищеварением. По мере взросления малыша еженедельные прибавки снижаются.

    График веса, роста и окружности головы

    Возраст в графике отсчитывается в неделях от зачатия (до 40 недель), а затем от рождения в месяцах, как и у детей, рожденных в срок. Жирной черной чертой указано среднее значение. Темная область вокруг черты – приближенные к среднему значения. Штрихпунктиром обозначены границы нормы. Но даже при выходе за эти границы нужно учитывать индивидуальные данные ребенка: его состояние здоровья, особенности питания и мнение врача.

    Сон младенца

    Общая длительность сна недоношенного малыша больше, чем у родившегося в срок. Но при этом «ранний» ребенок более чувствителен к внешним воздействиям, поэтому часто просыпается. Важно, что после ярко освещенной палаты интенсивной терапии и шума медицинских приборов ребенок несколько недель может реагировать на домашнюю темноту и тишину. Поэтому первое время после выписки бывает полезно включать тихую спокойную музыку и оставлять приглушенный свет на ночь, чтобы малыш адаптировался постепенно.

    Самой лучшей позицией для сна ребенка является положение на спине. У недоношенных детей риск возникновения апноэ выше, они менее чувствительны к снижению уровня кислорода. Поэтому сон на животе может привести к синдрому внезапной детской смерти. По этой же причине кроватка младенца должна быть в меру жесткой, без объемных одеял и игрушек.

    Сейчас в продаже появились специальные люльки и коконы для таких особых новорожденных. Многие родители отмечают, что сон малышей в таких кроватках крепче. Но при этом не проводилось никаких исследований о безопасности подобных коконов, поэтому специалисты редко рекомендуют их покупать.

    Когда выписывают из отделения недоношенных?

    • Ребенок должен быть приложен к груди/переведен на вскармливание через соску
    • Прибавка массы в сутки должна быть не менее 10-30г
    • Малыш должен достаточно хорошо удерживать тепло, лежа в кроватке
    • Не должно быть эпизодов остановки или резкого замедления дыхания
    • Кормление через вену к моменту выписки должно быть прекращено
    • Перед выпиской должны состояться проверки зрения и слуха
    • Масса малыша должна быть 1800 грамм и выше.

    Прогноз для новорожденных

    Благодаря современным методам детской интенсивной терапии выживаемость недоношенных детей с массой от 1,5 до 2,5 кг превышает 95%. Если у них не сопутствующих пороков развития и тяжелого поражения мозга, то к 2 годам они по всем параметрам догоняют сверстников, родившихся вовремя. При тяжелой сопутствующей патологии может быть задержка развития различной степени.

    Чем раньше родился ребенок, и чем меньше его масса, тем ниже шансы на выживание и выздоровление. Так, рождение в 22 недели беременности приближает шансы выжить к 0. В 23 недели они поднимаются до 15 %. В 24 недели выживает половина новорожденных, в 25 недель – 70%.

    Возможные отдаленные последствия экстремально низкой массы при рождении:

    • Слабоумие
    • Эпилепсия
    • Расстройства слуха и (от близорукости до полной слепоты и глухоты)
    • Частые пневмонии
    • Печеночная и почечная недостаточность
    • Анемия, дефицит витаминов, задержка роста
    • Низкая успеваемость в школе
    • Сниженная социальная адаптация

    Все вышеперечисленные отдаленные последствия у недоношенных детей встречаются в основном при крайне низкой массе – менее 800г. Но при грамотной терапии и внимательном уходе родителей есть шансы избежать этих последствий.

    Прививки у недоношенных детей

    Существует распространенное мнение, что преждевременно родившиеся малыши имеют «медотвод» от прививок в связи со слабым иммунитетом. Но специалисты по всему миру сходятся во мнении, что именно высокая восприимчивость к инфекционным болезням делает таких детей первыми кандидатами на вакцинацию. Потому как риск погибнуть от банальной кори, дифтерии, коклюша и других болезней высок именно при преждевременных родах (см. ).

    Первой вакциной, получаемой детьми, является прививка от гепатита B. Е обычно делают в первые сутки после рождения. Ведь таким детям часто требуются операции, переливания крови и другие факторы риска передачи гепатита. У малышей с чрезвычайно низкой массой тела есть смысл выждать до 30 дней, потому как оптимальный ответ на прививку происходит при массе 2 кг и более.

    При отсутствии серьезных проблем со здоровьем (врожденный иммунодефицит, прогрессирующее заболевание мозга) остальные прививки также делают по общему графику. Коклюшный компонент желательно выбирать бесклеточный (вакцины Пентаксим, Инфанрикс).

    • Маловесные дети, родившиеся преждевременно, быстрее набирают вес и крепнут при контакте с матерью. В отделениях, где лежат такие дети, разрешаются посещения родителей, так как то благотворно сказывается на самочувствии малышей.
    • Недоношенные малыши чаще, чем доношенные, становятся левшами или одинаково пользуются обеими руками
    • и гипоксия в родах(кислородное голодание) более характерна для родившихся на 34-37 неделе. Рожденные в сроке 25-34 неделе лучше ее переносят, хотя отдаленные последствия у них хуже.

    Частые вопросы

    Мальчик, 1,5 месяца, вес 1800г, родился на 35 неделе с задержкой роста, весом 1300г. Не получается добиться ежедневного стула, даже со слабительными. Обычно стул бывает раз в 2-3 дня. Что можно сделать?

    Частота стула один раз в 2-3 дня совершенно нормальна для любого новорожденного. Главное, чтобы он был мягкой консистенции и не причинял беспокойства ребенку.

    6-месячный недоношенный ребенок плохо набирает вес, может вообще не набрать за целую неделю. Как заставить ребенка есть?

    В таком возрасте важны не еженедельные прибавки, а тенденция веса. Нужно отметить на графике кривую возраста в месяцах и массы тела, сравнить ее с нормальной (указана в статье). Если график идет по нарастающей, то с прибавками все в порядке. Заставлять есть малыша нельзя ни в коем случае.

    Дочка родилась на 33 неделе, весом 1700г. Сейчас ей 2,5 года, догнала ровесников по физическому и психомоторному развитию. Проблемы начались с походом в садик. Практически постоянно болеет, через каждую неделю. Есть ли смысл отложить посещение садика, ведь ребенок родился раньше срока?

    Практически все дети начинают активно болеть ОРВИ в первый год в саду. Это никак не связано с недоношенностью. Если ребенок не против посещать дошкольное учреждение, а у родителей есть возможность часто брать больничный, то ходить в садик можно.

    Психомоторное развитие ребенка

    Чем раньше рождается ребенок, тем выше его риски неврологических осложнений. Поэтому важно найти грамотного специалиста, который будет периодически оценивать развитие малыша и давать правильные рекомендации. Важными этапами являются проверки в 9, 18, 24 и 30 месяцев от рождения.

    Многие педиатры пользуются удобным дневником развития от 0 до 3 лет, опубликованном в книге А. М. Казьмина. В этом дневнике указаны критические сроки появления навыков. То есть у большинства детей они появятся раньше, и лишь у 5% позже. Нужно помнить, что сроки для недоношенных детей высчитываются с поправкой (например, малыш, родившийся на месяц раньше срока, должен уметь в полгода то, что умеют 7-месячные дети).

    Моторное развитие

    Реакция
    Лежа на спине, беспорядочно сгибает руки и ноги 1,5 месяца
    Лежа на животе, приподнимает голову 2 месяца
    Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво) 3 месяца
    Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч) 4 месяца
    Когда тянут за ручки, пытается присесть 4,5 месяцев
    Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо 5 месяцев
    Лежа на спине, трогает ручками колени 5,5 месяцев
    Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок 6 месяцев
    Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен) 6 месяцев
    Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны 6 месяцев
    Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни 7 месяцев
    Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой 7 месяцев
    Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие 7,5 месяцев
    Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка") 8 месяцев
    Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой 8 месяцев
    Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед) 8 месяцев
    Переворачивается со спины на живот, вращая туловище 8,5 месяцев
    Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад 9 месяцев
    С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад 9,5 месяцев
    Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого) 9,5 месяцев
    Ползает на животе 9,5 месяцев
    Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад 10 месяцев
    Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет 10 месяцев
    Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону 10 месяцев
    Встает на четвереньки из положения сидя 10 месяцев
    Встает, держась за опору 11 месяцев
    Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу 11 месяцев
    Садится из положения на четвереньках 11 месяцев
    Присаживается и/или наклоняется, держась за опору 11 месяцев
    Ползает на четвереньках 1 год 1 месяц
    Переступает боком вдоль мебели (стены) 1 год 1 месяц
    Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель 1 год 1 месяц
    Стоит без опоры несколько секунд 1 год 1 месяц
    Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги 1 год 1 месяц
    Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 месяца
    Встает с пола без поддержки 1 год 3 месяца
    Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены 1 год 3 месяца
    Присаживается на корточки и играет в этой позе 1 год 6 месяцев
    Залезает на диван, кресло 1 год 6 месяцев
    Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется 1 год 6 месяцев
    Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 месяцев
    Бежит, смотря под ноги 1 год 6 месяцев
    Ходит, может внезапно остановиться и повернуться 2 года
    Садится на маленький стульчик 2 года
    Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого 2 года
    Подталкивает ногой мяч на ходу 2 года
    Ходит задом наперед 2 года

    Движения руками

    Реакция Приблизительный возраст появления реакции
    Лежа на спине, подносит ручки ко рту 3 месяца
    Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев 3 месяца
    Смотрит на движения своей руки 3 месяца
    Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты 3,5 месяцев
    Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими 3,5 месяцев
    Трясет погремушкой, вложенной в руку 4 месяца
    Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот 4,5 месяцев
    Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его 4,5 месяцев
    Тянет предмет, находящийся в руке, в рот 5 месяцев
    Большую часть времени кисти раскрыты 5 месяцев
    Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой 5 месяцев
    Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета 6 месяцев
    Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее 6 месяцев
    Перекладывает предмет из руки в руку 6 месяцев
    Тянется к удаленному предмету 7 месяцев
    Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами 7 месяцев
    Вращает кистью с удерживаемой игрушкой 7 месяцев
    Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой 8 месяцев
    Поднимает предмет двумя руками 8 месяцев
    Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью) 8 месяцев
    Отталкивает мяч в случайном направлении 8 месяцев
    Стучит предметом о предмет 9 месяцев
    Хлопает в ладоши 9 месяцев
    Ощупывает людей и предметы 10 месяцев
    Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват") 10 месяцев
    Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает 11 месяцев
    Бросает предметы в игре 11 месяцев
    Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" 1 год
    Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.) 1 год 1 мес
    Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) 1 год 1 мес
    Пытается рисовать каракули 1 год 2 месяца
    Ставит кубик на кубик 1 год 4 месяца
    Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения 1 год 4 месяца
    Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения 1 год 4 месяца
    Разворачивает завернутый в бумагу предмет 1 год 6 месяцев
    Ставит 3 кубика друг на друга 1 год 8 месяцев
    Переворачивает страницы книги по одной 1 год 8 месяцев
    Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие 1 год 9 месяцев
    Схватывает движущийся предмет (например, мяч) 2 года

    Зрение

    Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
    Смотрит на источник света. 1 мес
    Фиксирует взгляд на лице взрослого. 1 мес
    Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. 1 мес
    Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. 1,5 месяцев
    Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. 2 месяца
    Предпочитает смотреть на новые предметы 2 месяца
    Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. 2 месяца
    Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. 2 месяца
    Улыбается, увидев что-то знакомое. 3 месяца
    Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. 3 месяца
    Рассматривает предметы в комнате. 3 месяца
    Смотрит на свою руку 3 месяца
    Смотрит на предмет, который держит в руке. 3 месяца
    Больше улыбается, когда видит мать, чем других. 3,5 месяцев
    Предпочитает объемные игрушки 4 месяца
    Моргает при быстром приближении предмета. 4 месяца
    Смотрит на свое отражение в зеркале. 5 месяцев
    Узнает бутылочку (и/или грудь). 5 месяцев
    Реагирует на маску 5 месяцев
    Рассматривает окружение на улице 6 месяцев
    Выбирает взглядом любимую игрушку. 6 месяцев
    В новом месте - осматривается, может быть испуган. 6 месяцев
    Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого 6 месяцев
    Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см 8 месяцев
    Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. 8 месяцев
    Следит за игрой в мяч 9 месяцев
    Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами 1 год
    Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. 1 год
    Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). 1 год 1 мес
    Обходит высокие препятствия при ходьбе. 1 год 2 месяца
    Подражает увиденным действиям взрослого 1 год 3 месяца
    Узнает себя и близких на фотографиях 1 год 4 месяца
    Показывает несколько названных предметов или картинок. 1 год 4 месяца
    Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. 1 год 4 месяца
    Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки...). 1 год 6 месяцев
    Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 1 год 6 месяцев
    Узнает свои вещи, одежду 2 года

    Слух

    Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
    Прислушивается к звуку погремушки 2 месяца
    Прислушивается к голосу взрослого 2 месяца
    Улыбается, когда слышит голос взрослого 2 месяца
    Замирает при появлении нового звука на фоне других. 2,5 месяцев
    Прислушивается к музыке. 3 месяца
    Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. 3 месяца
    Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). 3 месяца
    Выделяет любимую музыку 4 месяца
    Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. 4 месяца
    Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха 4 месяца
    Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет 4 месяца
    Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. 4 месяца
    Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого 5 месяцев
    Смотрит внимательно на объект, издающий звук. 5 месяцев
    Эмоционально реагирует на знакомые голоса. 6 месяцев
    Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). 6 месяцев
    Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам 6 месяцев
    Смеется в ответ на некоторые звуки 6 месяцев
    В положении сидя поворачивается к источнику звука. 7 месяцев
    Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи 7 месяцев
    Интересуется предметами, производящими звук. 8 месяцев
    Пытается воспроизвести услышанные новые звуки 9 месяцев
    Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой 10 месяцев
    Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п 10 месяцев
    Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) 11 месяцев
    Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. 11 месяцев
    Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). 1 год
    Начинает "танцевать" при звуках музыки. 1 год 2 месяца
    Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. 1 год 2 месяца
    Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. 1 год 2 месяца
    Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.

    1 год 4 месяца

    Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). 1 год 4 месяца
    Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. 1 год 4 месяца
    Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали 1 год 4 месяца
    Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. 1 год 6 месяцев
    Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). 1 год 6 месяцев
    Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). 1 год 6 месяцев
    Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. 2 года
    Понимает 100 слов и более. 2 года 3 месяца
    Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). 2 года 3 месяца
    Пытается петь 2 года 6 месяцев
    Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) 3 года

    Степень недоношенности ребенка определяется в зависимости от количества полных недель гестации на момент родов и его веса.

    Почему малыш родился преждевременно?

    Существует ряд причин, провоцирующих преждевременное рождение ребенка на свет , разделяют их на 4 группы.

    Социально-биологические причины

    • Слишком пожилой (старше 40 лет) или слишком юный (до 18 лет) возраст будущей матери.
    • Вредные привычки беременной женщины – употребление алкоголя, курение табачных изделий (как до зачатия плода, так и в процессе его вынашивания).
    • Плохое питание.
    • Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия проживания.
    • Вредность на производстве или тяжелый физический труд.
    • Неблагоприятное и неустойчивое психоэмоциональное состояние.

    Внимание! Женщины, не планировавшие ребенка, а также не наблюдающиеся во время беременности у медицинских специалистов, рожают недоношенных детей намного чаще.

    Тяжелый акушерско-гинекологический анамнез

    Заболевания будущей матери

    • Ревматизм.
    • Сахарный диабет.
    • Пиелонефрит.
    • Гипертоническая болезнь.
    • Вирусные заболевания, перенесенные в третьем триместре беременности.
    • Порок сердца.

    Аномальное развитие и патологии плода

    • Генетические и/или хромосомные болезни.
    • Внутриутробные инфекции.
    • Развитие тяжелых пороков.

    Даже при наличии нескольких факторов, которые могут спровоцировать преждевременные роды, можно предотвратить их, постоянно наблюдаясь у медицинских специалистов. Своевременное оказание помощи будущей матери позволит выносить плод до 37-40 недель.

    Факторы, приводящие к проблеме

    Важно! Помимо причин, вызывающих преждевременные роды, существуют факторы риска, которые также следует учитывать. Они могут проявляться как со стороны матери, так и со стороны ребенка.

    Со стороны матери выделяют следующие факторы:

    Со стороны ребенка:

    1. Многоплодие. У каждой женщины матка имеет свои «пределы» по растяжимости. Как только стенки матки растянутся до критической отметки, начинаются самопроизвольные сокращения, приводящие к началу родов.
    2. Многоводие.
    3. Предлежание плаценты – она расположена так, что выход из полости матки оказывается закрыт.
    4. Тазовое предлежание плода.
    5. Инфицирование ребенка внутриутробно.

    Группа риска

    Когда женщина узнает о том, что она находится в положении, следует очень внимательно отнестись к вопросу о преждевременных родах и узнать, не относится ли она к группе риска. Женщины, входящие в эту группу, наиболее подвержены тому, что роды начнутся раньше срока. Среди таких будущих мам особое место занимают женщины, воспользовавшиеся процедурой ЭКО или вынашивающие несколько малышей.

    Важно! В группу риска автоматически попадают женщины, столкнувшиеся с данной проблемой во время первых родов. Наличие инфекционных заболеваний у матери или пороков внутренних половых органов также является поводом для попадания в группу риска. Пол будущего ребенка тоже играет роль.

    Отмечается, что мальчики намного чаще рождаются раньше срока. Объяснения этому феномену пока не найдено, но будущей маме стоит об этом помнить.